18 лютого 2015 р.

Генриху ЛЕМБЕРГУ – 82!



Когда 10-12 июня 1958 года в Москве на стадионе им. Ленина в Лужниках прошли первые в СССР мотогонки по гаревой дорожке (именно так тогда сообщалось и писалось – и в программке, и в отчёте в июльском номере журнала „За рулём” того года), то среди их участников был и ленинградец Генрих Лемберг, стартовавший под № 6. В программке сообщалось, что Генрих Лемберг – ленинградский спортсмен, один из способных гонщиков. В первый день соревнований он набрал 9 очков (система начисления очков в 1958-59 гг. в СССР была 4-3-2-1) и поделил 10-12-е места вместе с уфимцем Николаем Черновым и минчанином Евгением Зубовичем, во второй день Генрих Лемберг завоевал 14 очков, и это уже 4-7-е места, и 12 июня в активе ленинградского гонщика было 11 очков, и 9-10-е места. В итоге с 34 очками он расположился на общем 10-м месте. Был Генрих Лемберг в тот год участником и августовских гонок в Лужниках, когда 1 августа был разыгран Большой приз стадиона – с 10 очками он занял 10-11-е места. А на следующий день проводился розыгрыш Большого приза ЦАМК ДОСААФ СССР, и с результатом 11 очков представитель Ленинграда занял 8-10-е места.

 
А через год Генрих Лемберг приехал в Ровно выступать в мотогонках по гаревой дорожке, когда 11-12 июля 1959 года на первом в СССР мототреке проходили отборочные соревнования для определения гонщиков СССР в первой международной гонке со сборной Чехословакии. Правда, в ровенской программке гонок ленинградского гонщика назвали Геннадием, и он значился как победитель гонок по льду в Ленинграде. Генрих Лемберг выступал в первый день под № 10, а во второй день был первым запасным вместе с ровенчанином Иваном Хорватом. Кроме Лемберга Ленинград в Ровно был представлен ещё четырьмя гонщиками: Андреем Дежиновым, Игорем Яковлевым, Юрием Бугровым и Сергеем Кадушкиным. К сожалению полных результатов этих гонок нет, а то, что известно, не даёт возможности говорить, как выступил в Ровно Генрих Лемберг в июле 1959 года. Хотелось только сообщить то, о чём поведал сам Генрих Лемберг совсем недавно – 13 февраля 2015 года в разговоре по телефону и то, о чём мало кто знает: когда в Ровно в 1959 году готовили гаревую дорожку, то ровенчане обращались к нему за советами, так что Генрих Лемберг также причастен к первому ровенскому мототреку.
В личном чемпионате СССР 1961 года Генрих Лемберг выступал в Уфе, где прошли два полуфинала и финал, в финале набрал 6 очков и занял 10-е место. В дальнейшем – участник личных чемпионатов СССР 1962, 1965 и 1968 гг., но в финал больше не выходил (если эти данные неполные, пусть поправят меня знатоки спидвея, но, надеюсь, скоро сам Генрих Лемберг сможет много дополнить о своих выступлениях).
В том же 1961 году принимал участие в гонке Спартакиады по техническим видам спорта, где занял 9-е место, в 1965 году в финале ІІІ Всесоюзной Спартакиады по техническим видам спорта, когда впервые разыгрывалось кроме личного первенства и командное, сборная Ленинграда заняла 3-е место, но Генрих Лемберг был запасным, и ни разу в финальной гонке не стартовал. В финале VI Спартакиады народов СССР сборная Ленинграда в Тольятти заняла 4-е место, а тренером команды был Генрих Лемберг.
В первом командном чемпионате СССР 1962 года 29-летний Генрих Лемберг выступал в составе родной „Невы” и стал самым результативным её гонщиком, набрав во всех гонках 80 очков, что расположило его на общем 20-м месте. А начала „Нева” чемпионат страны 1962 года в Ровно, гдё проходили гонки первого этапа – 14-15 апреля. И в них выступал Генрих Лемберг, правда команда провела гонки не очень удачно, набрав 34 очка, оказалась на 4-м месте, третьими были в Ровно с 40 очками гонщики „Востока”, второе место заняла уфимская „Комета” – 67 очков, а „Радуга” выиграла обе гонки с общей суммой 98 очков.
В последующих сезонах Генрих Лемберг неизменно стартует в составе команды „Нева” (Ленинград), и в командном чемпионате СССР 1966 года становится вместе с товарищами чемпионом страны. После бронзового сезона 1967 года он уходит на тренерскую работу.
В 1964 году, после почти 10 лет строительства, в Ленинграде в Сосновском лесопарке был открыт мототрек. Зимой 1964-го года только что построенный мототрек с ходу принимает первый чемпионат Европы в мотогонках по льду. На мототреке в ДОСААФ организуется секция ледовых и гаревых гонок благодаря неуемной энергии и организаторскому таланту Юлия Ионовича Подвального – ещё тогда молодого тренера. Вторым тренером „без отрыва от мотоцикла” стал Генрих Исидорович Лемберг. В секцию были набраны гонщики, уже имевшие некоторый опыт в мотоспорте (мотокросс и кольцевые гонки): Анатолий Белкин, Геннадий Вьюнов, Владимир Леонов, Владимир Канунников, Валерий Катюжанский, Василий Батурин, и возникла школа Юлия Подвального.
12 июля 1964 года в Ленинграде состоялось открытие гаревого сезона – прошла гонка „Открытие ленинградского мототрека” с участием гонщиков Владивостока, Таллина, Даугавпилса и Ленинграда. Была выпущена программка, вышедшая 6 июля из печати силами типографии Ленинградского высшего военно-морского командного училища им. Фрунзе, тираж – 1000 экз. (а цветная титулка к ней была отпечатана Свердловской фабрикой офсетной печати). В этой гонке, проведённой среди 4 команд, в каждом из 16 заездов которой стартовало по 1 одному гонщику из 4 городов, одинаковое количество очков – по 36, набрали хозяева и гонщики Владивостока. Генрих Лемберг был участником этой встречи, он стартовал в четырёх заездах и показал очень приличный результат – 9 очков: дважды выигрывал у своих соперников (3-й и 6-й заезды), один раз финишировал вторым (12-й заезд) и один раз – третьим (14-й заезд). Вместе с Лембергом в команде Ленинграда в той встрече выступали Владимир Канунников, Анатолий Белкин (оба набрали по 11 очков каждый) и Валерий Катюжанский (5 пунктов).
В том же 1964 году было проведено личное первенство Ленинграда по спидвею, в котором Генрих Лемберг стал бронзовым призёром.
В 1967 году состоялся первый визит британского клуба в СССР – в гости к ленинградцам приехала команда „Белль Вью Эйсез” из Манчестера, во главе с пятикратным и действующим чемпионом мира, знаменитым шведским гонщиком Ове Фундиным. И что же „Тузы”? Поехали домой, не солоно хлебавши – „Нева” победила их со счётом 61:47. Пока неизвестно, выступал ли Генрих Лемберг в той гонке…
 В 1968 году, когда был первый визит ленинградской „Невы” в Англию, и первая гонка состоялась в Манчестере – городе-побратиме Ленинграда, Генрих Лемберг был в составе команды и стартовал в обеих гонках, проведённых ленинградцами на Туманном Альбионе: 27 июля 1968 года „Тузы” выиграли со счётом 48:30, а 30 июля в Лестере был полный разгром – 60:17. В этих встречах он стартовал в 4 заездах и набрал в каждой гонке по 1 очку.

На фото: Генрих Лемберг в Манчестере перед гонкой с „Белль Вью Эйсез” с английскими болельщицами.


На фото: „Нева” в Манчестере. 27 июля 1967 года.

В 1969 году „Нева” дома побеждает англичан с минимальным счётом 40:38, в составе которых блещет другая звезда мирового спидвея – двукратный и действующий чемпион мира, новозеландский гонщик Иван Маугер. Генрих Лемберг в этой гонке набирает 3 очка.
Следующие визиты в Англию – в 1970 и 1972 гг., Генрих Лемберг провёл уже в качестве тренера команды. Ленинградцы провели тогда соответственно 3 и 4 гонки, но ни в одной из них победить так и не удалось. Хотя в 1972 году „Нева”, усиленная Анатолием Кузьминым из Даугавпилса, дала настоящий бой „Тузам” на „Хайд Роуд”, проиграв всего 4 очка – 41:37. Стоит отметить, что перед 10-м заездом „Нева” была впереди – 25:29, но потом усилиями Алана Уилкинсона, молодого Питера Коллинза и Криса Пусея хозяева выиграли три заезда подряд, и склонили чашу весов в свою пользу. В третье турне ленинградцев в Англию (1972 г.) был заявлен и ровенский гонщик Григорий Хлыновский, но он на Островах не появился и не выступал.
 

На фото: Генрих Лемберг и „Нева” на „Хайд Роуд”. 10 июня 1972 года.

А сегодня, 18 февраля 2015 года, Генриху ЛЕМБЕРГУ, исполняется 82 года! От имени всех ветеранов ровенского спидвея, которые его очень хорошо помнят и знают, от имени многих ровенских болельщиков „со стажем”, искренне поздравляю Генриха Исидоровича с Днём рождения!
Желаю ему крепкого здоровья, удачи, мира и спокойствия, а также исполнения его желаний на 2015 год – посетить Гран-При Финляндии в Тампере и летом приехать в Ровно! Всё это ему поможет осуществить большой фанат спидвея из Ровно – Юрий Панчук, который живёт в Санкт-Петербурге и трудится в Военно-медицинской Академии, и дружит с Генрихом Исидоровичем уже не первый год!


На фото: Генрих Лемберг и Юрий Панчук. Санкт-Петербург. Январь 2012 года.

Огромная благодарность за предоставленные материалы Николаю Ермоленко (Уфа), у которого, кстати, сегодня тоже День рождения, с чем его и поздравляю!!! А также нашим форумчанам из Питера и английским фанам спидвея за фотографии.

2 коментарі: