Когда 10-12 июня 1958 года в Москве на стадионе им.
Ленина в Лужниках прошли первые в СССР мотогонки по гаревой дорожке (именно так
тогда сообщалось и писалось – и в программке, и в отчёте в июльском номере
журнала „За рулём” того года), то среди их участников был и ленинградец Генрих
Лемберг, стартовавший под № 6. В программке сообщалось, что Генрих Лемберг –
ленинградский спортсмен, один из способных гонщиков. В первый день соревнований он набрал 9 очков (система начисления очков в
1958-59 гг. в СССР была 4-3-2-1) и поделил 10-12-е места вместе с уфимцем
Николаем Черновым и минчанином Евгением Зубовичем, во второй день Генрих
Лемберг завоевал 14 очков, и это уже 4-7-е места, и 12 июня в активе
ленинградского гонщика было 11 очков, и 9-10-е места. В итоге с 34 очками он
расположился на общем 10-м месте. Был Генрих Лемберг в тот год участником и
августовских гонок в Лужниках, когда 1 августа был разыгран Большой приз
стадиона – с 10 очками он занял 10-11-е места. А на следующий день проводился
розыгрыш Большого приза ЦАМК ДОСААФ СССР, и с результатом 11 очков
представитель Ленинграда занял 8-10-е места.
А через год Генрих Лемберг приехал в Ровно выступать в
мотогонках по гаревой дорожке, когда 11-12 июля 1959 года на первом в СССР мототреке
проходили отборочные соревнования для определения гонщиков СССР в первой
международной гонке со сборной Чехословакии. Правда, в ровенской программке
гонок ленинградского гонщика назвали Геннадием, и он значился как победитель
гонок по льду в Ленинграде. Генрих Лемберг выступал в первый день под № 10, а
во второй день был первым запасным вместе с ровенчанином Иваном Хорватом. Кроме
Лемберга Ленинград в Ровно был представлен ещё четырьмя гонщиками: Андреем
Дежиновым, Игорем Яковлевым, Юрием Бугровым и Сергеем Кадушкиным. К сожалению
полных результатов этих гонок нет, а то, что известно, не даёт возможности
говорить, как выступил в Ровно Генрих Лемберг в июле 1959 года. Хотелось только
сообщить то, о чём поведал сам Генрих Лемберг совсем недавно – 13 февраля 2015
года в разговоре по телефону и то, о чём мало кто знает: когда в Ровно в 1959
году готовили гаревую дорожку, то ровенчане обращались к нему за советами, так
что Генрих Лемберг также причастен к первому ровенскому мототреку.
В личном чемпионате СССР 1961 года Генрих Лемберг
выступал в Уфе, где прошли два полуфинала и финал, в финале набрал 6 очков и
занял 10-е место. В дальнейшем – участник личных чемпионатов СССР 1962, 1965 и 1968
гг., но в финал больше не выходил (если эти данные неполные, пусть поправят
меня знатоки спидвея, но, надеюсь, скоро сам Генрих Лемберг сможет много
дополнить о своих выступлениях).
В том же 1961 году принимал участие в гонке
Спартакиады по техническим видам спорта, где занял 9-е место, в 1965 году в
финале ІІІ Всесоюзной Спартакиады по техническим видам спорта, когда впервые
разыгрывалось кроме личного первенства и командное, сборная Ленинграда заняла
3-е место, но Генрих Лемберг был запасным, и ни разу в финальной гонке не
стартовал. В финале VI Спартакиады народов СССР сборная Ленинграда в Тольятти
заняла 4-е место, а тренером команды был Генрих Лемберг.
В первом командном чемпионате СССР 1962 года 29-летний
Генрих Лемберг выступал в составе родной „Невы” и стал самым результативным её
гонщиком, набрав во всех гонках 80 очков, что расположило его на общем 20-м месте. А начала „Нева” чемпионат страны 1962 года в Ровно, гдё проходили
гонки первого этапа – 14-15 апреля. И в них выступал Генрих Лемберг, правда
команда провела гонки не очень удачно, набрав 34 очка, оказалась на 4-м месте,
третьими были в Ровно с 40 очками гонщики „Востока”, второе место заняла
уфимская „Комета” – 67 очков, а „Радуга” выиграла обе гонки с общей суммой 98
очков.
В последующих сезонах Генрих Лемберг неизменно
стартует в составе команды „Нева” (Ленинград), и в командном чемпионате СССР
1966 года становится вместе с товарищами чемпионом страны. После бронзового
сезона 1967 года он уходит на тренерскую работу.
В 1964 году, после почти 10 лет строительства, в
Ленинграде в Сосновском лесопарке был открыт мототрек.
Зимой 1964-го года только что построенный мототрек с ходу принимает первый
чемпионат Европы в мотогонках по льду. На мототреке в ДОСААФ организуется
секция ледовых и гаревых гонок благодаря неуемной энергии и организаторскому
таланту Юлия Ионовича Подвального – ещё тогда молодого тренера. Вторым тренером
„без отрыва от мотоцикла” стал Генрих Исидорович Лемберг. В секцию были набраны
гонщики, уже имевшие некоторый опыт в мотоспорте (мотокросс и кольцевые гонки): Анатолий
Белкин, Геннадий Вьюнов, Владимир Леонов, Владимир Канунников, Валерий
Катюжанский, Василий Батурин, и возникла школа Юлия Подвального.
12 июля 1964 года в Ленинграде состоялось
открытие гаревого сезона – прошла гонка „Открытие ленинградского мототрека” с
участием гонщиков Владивостока, Таллина, Даугавпилса и Ленинграда. Была
выпущена программка, вышедшая 6 июля из
печати силами типографии Ленинградского высшего военно-морского командного
училища им. Фрунзе, тираж – 1000 экз. (а цветная титулка к ней была отпечатана
Свердловской фабрикой офсетной печати). В этой гонке, проведённой среди 4
команд, в каждом из 16 заездов которой стартовало по 1 одному гонщику из 4
городов, одинаковое количество очков – по 36, набрали хозяева и гонщики
Владивостока. Генрих Лемберг был участником этой встречи, он стартовал в
четырёх заездах и показал очень приличный результат – 9 очков: дважды выигрывал
у своих соперников (3-й и 6-й заезды), один раз финишировал вторым (12-й заезд)
и один раз – третьим (14-й заезд). Вместе с Лембергом в команде Ленинграда в
той встрече выступали Владимир Канунников, Анатолий
Белкин (оба набрали по 11 очков каждый) и Валерий Катюжанский (5 пунктов).
В том же 1964 году было проведено личное
первенство Ленинграда по спидвею, в котором Генрих Лемберг стал бронзовым
призёром.
В 1967 году состоялся первый визит британского клуба в
СССР – в гости к ленинградцам приехала команда „Белль Вью Эйсез” из Манчестера,
во главе с пятикратным и действующим чемпионом мира, знаменитым шведским
гонщиком Ове Фундиным. И что же „Тузы”? Поехали домой, не солоно хлебавши –
„Нева” победила их со счётом 61:47. Пока неизвестно, выступал ли Генрих Лемберг
в той гонке…
В 1968 году, когда был первый визит ленинградской
„Невы” в Англию, и первая гонка состоялась в Манчестере – городе-побратиме
Ленинграда, Генрих Лемберг был в составе команды и стартовал в обеих гонках,
проведённых ленинградцами на Туманном Альбионе: 27 июля 1968 года „Тузы” выиграли со счётом 48:30, а 30 июля в Лестере был полный
разгром – 60:17. В этих встречах он стартовал в 4 заездах и набрал в каждой
гонке по 1 очку.
На фото: Генрих Лемберг в Манчестере перед гонкой с „Белль Вью Эйсез” с английскими болельщицами.
На фото: „Нева” в Манчестере. 27 июля 1967 года.
В 1969 году „Нева” дома побеждает англичан с
минимальным счётом 40:38, в составе которых блещет другая звезда мирового
спидвея – двукратный и действующий чемпион мира, новозеландский гонщик Иван
Маугер. Генрих Лемберг в этой гонке набирает 3 очка.
Следующие визиты в Англию – в 1970 и 1972 гг., Генрих
Лемберг провёл уже в качестве тренера команды. Ленинградцы провели тогда
соответственно 3 и 4 гонки, но ни в одной из них победить так и не удалось.
Хотя в 1972 году „Нева”, усиленная Анатолием Кузьминым из Даугавпилса, дала
настоящий бой „Тузам” на „Хайд Роуд”, проиграв всего 4 очка – 41:37. Стоит
отметить, что перед 10-м заездом „Нева” была впереди – 25:29, но потом усилиями
Алана Уилкинсона, молодого Питера Коллинза и Криса Пусея хозяева выиграли три
заезда подряд, и склонили чашу весов в свою пользу. В третье турне ленинградцев в Англию (1972 г.) был заявлен и ровенский гонщик
Григорий Хлыновский, но он на Островах не появился и не выступал.
На фото: Генрих Лемберг и „Нева” на „Хайд Роуд”. 10 июня 1972 года.
А сегодня, 18 февраля 2015 года, Генриху ЛЕМБЕРГУ, исполняется 82 года! От имени всех ветеранов ровенского спидвея, которые его очень хорошо
помнят и знают, от имени многих ровенских болельщиков „со стажем”, искренне
поздравляю Генриха Исидоровича с Днём рождения!
Желаю ему крепкого здоровья, удачи, мира и
спокойствия, а также исполнения его желаний на 2015 год – посетить Гран-При
Финляндии в Тампере и летом приехать в Ровно! Всё это ему поможет осуществить
большой фанат спидвея из Ровно – Юрий Панчук, который живёт в Санкт-Петербурге и
трудится в Военно-медицинской Академии, и дружит с Генрихом Исидоровичем уже не
первый год!
На фото: Генрих Лемберг и Юрий Панчук. Санкт-Петербург. Январь 2012 года.
Огромная благодарность за предоставленные материалы Николаю Ермоленко (Уфа), у которого, кстати, сегодня тоже День рождения, с чем его и поздравляю!!! А также нашим форумчанам из Питера и английским фанам спидвея за фотографии.
Прекрасная и трогательная статья, спасибо большое авторам!
ВідповістиВидалитиПрекрасная и насыщенная статья. Спасибо авторам за труд!
ВідповістиВидалити