25 лютого 2015 р.

К 30-летию первого чемпионства команды "Сигнал" (Ровно). Часть 1.



30-летие первой победы „Сигнала” в чемпионате СССР!

В 2015 году исполняется 30 лет победы ровенского „Сигнала” в командном чемпионате СССР. Немало воды утекло с того памятного многим болельщикам сезона 1985 года, когда ровенчане впервые в истории ровенского спидвея стали чемпионами страны. Начинаю публикацию материалов, посвящённых этому событию небольшим вступлением в сезон 1985 года.
 
























На фото: представление гонщиков. „Сигнал” (Ровно) „Турбина” (Балаково). Ровно. Мототрек. 4 августа 1985 года.

24-й командный чемпионат Советского Союза в высшей лиге проходил, как и предыдущий, в двух зонах, победители которых и команды, занявшие после двухкругового турнира вторые места в них, встречались в финале.
В западной зоне выступали команды: „Турбина” (Балаково), „Баррикада” (Ленинград), „Цементник” (Черкесск), „Сигнал” (Ровно), „Локомотив” (Даугавпилс), „Тайфун” (Элиста), выступавший в чемпионате 1984 года в восточной зоне и дебютант высшей лиги „Донбасс” (Донецк), выигравший финал первой лиги на домашнем треке.
Для „Сигнала” этот чемпионат был третьим в высшей лиге (после провального 1981 г. и не совсем удачного чемпионата 1984 г.) и 6-й в истории команды с таким названием, начиная с 1980 г. Напомню, что раньше, предшественник „Сигнала” – ровенская „Радуга” – участник первого чемпионата СССР в 1962 году, провела в высшей лиге командных чемпионатов СССР (с учётом первых трёх, когда они носили статус лично-командных в 1962-64 гг., и двух незавершённых – 1965 и 1970 гг.) 11 сезонов, дважды становилась бронзовым призёром – в 1962 и 1966 гг.
Именно 30 лет назад, 25 февраля 1985 года, Центральным автомотоклубом ДОСААФ СССР был утверждён календарь соревнований командного чемпионата СССР по спидвею среди клубных команд высшей лиги. Вот когда должен был выступать ровенский „Сигнал” в западной зоне:
11-12 мая                    „Сигнал” (Ровно) – „Баррикада” (Ленинград).
18-19 мая                    „Донбасс” (Донецк) – „Сигнал” (Ровно).
1-2 июня                     „Сигнал” (Ровно) – „Локомотив” (Даугавпилс).
5-6 июля                     „Сигнал” (Ровно) – „Тайфун” (Элиста).
16-17 июля                 „Локомотив” (Даугавпилс) – „Сигнал” (Ровно).
20-21 июля                 „Баррикада” (Ленинград) – „Сигнал” (Ровно).
27-28 июля                 „Сигнал” (Ровно) – „Донбасс” (Донецк).
3-4 августа                 „Сигнал” (Ровно) – „Турбина” (Балаково).
10-11 августа              „Цементник” (Черкесск) – „Сигнал” (Ровно).
13-14 августа              „Тайфун” (Элиста) – „Сигнал” (Ровно).
20-21 августа              „Турбина” (Балаково) – „Сигнал” (Ровно).
30-31 августа              „Сигнал” (Ровно) – „Цементник” (Черкесск).
В составе команды „Сигнал” (Ровно) в сезоне 1985 года были заявлены 11 гонщиков: Виктор Кузнецов, Владимир Трофимов, Виктор Сурхаев, Игорь Зверев, Анатолий Жабчик, Игорь Марко, Вячеслав Чмут, Сергей Тершак, Александр Кришталь, Валерий Соколовский и Олег Немчук. Забегая наперёд, скажу, что только Валерий Соколовский не выступал в команде в командном чемпионате СССР 1985 года, остальные гонщики приняли участие в разных количествах встреч, внеся свою лепту в первое чемпионское „золото”!
Зимой 1985 года, давая короткое интервью ровенской газете, начальник СТК „Сигнал”, мастер спорта СССР Павел Хлыновский, в прошлом – гонщик ровенских „Радуги” и „Сигнала”, на вопрос о предстоящих планах и прогнозах нашей команды на чемпионат страны, сказал, что ровенчанам надо прочно попасть в первую „двойку” команд своей зоны, чтобы потом бороться за высшие награды. Тем более, что команду никто не покинул, а наоборот, она укрепилась Анатолием Жабчиком и Игорем Марко…


18 лютого 2015 р.

Генриху ЛЕМБЕРГУ – 82!



Когда 10-12 июня 1958 года в Москве на стадионе им. Ленина в Лужниках прошли первые в СССР мотогонки по гаревой дорожке (именно так тогда сообщалось и писалось – и в программке, и в отчёте в июльском номере журнала „За рулём” того года), то среди их участников был и ленинградец Генрих Лемберг, стартовавший под № 6. В программке сообщалось, что Генрих Лемберг – ленинградский спортсмен, один из способных гонщиков. В первый день соревнований он набрал 9 очков (система начисления очков в 1958-59 гг. в СССР была 4-3-2-1) и поделил 10-12-е места вместе с уфимцем Николаем Черновым и минчанином Евгением Зубовичем, во второй день Генрих Лемберг завоевал 14 очков, и это уже 4-7-е места, и 12 июня в активе ленинградского гонщика было 11 очков, и 9-10-е места. В итоге с 34 очками он расположился на общем 10-м месте. Был Генрих Лемберг в тот год участником и августовских гонок в Лужниках, когда 1 августа был разыгран Большой приз стадиона – с 10 очками он занял 10-11-е места. А на следующий день проводился розыгрыш Большого приза ЦАМК ДОСААФ СССР, и с результатом 11 очков представитель Ленинграда занял 8-10-е места.

 
А через год Генрих Лемберг приехал в Ровно выступать в мотогонках по гаревой дорожке, когда 11-12 июля 1959 года на первом в СССР мототреке проходили отборочные соревнования для определения гонщиков СССР в первой международной гонке со сборной Чехословакии. Правда, в ровенской программке гонок ленинградского гонщика назвали Геннадием, и он значился как победитель гонок по льду в Ленинграде. Генрих Лемберг выступал в первый день под № 10, а во второй день был первым запасным вместе с ровенчанином Иваном Хорватом. Кроме Лемберга Ленинград в Ровно был представлен ещё четырьмя гонщиками: Андреем Дежиновым, Игорем Яковлевым, Юрием Бугровым и Сергеем Кадушкиным. К сожалению полных результатов этих гонок нет, а то, что известно, не даёт возможности говорить, как выступил в Ровно Генрих Лемберг в июле 1959 года. Хотелось только сообщить то, о чём поведал сам Генрих Лемберг совсем недавно – 13 февраля 2015 года в разговоре по телефону и то, о чём мало кто знает: когда в Ровно в 1959 году готовили гаревую дорожку, то ровенчане обращались к нему за советами, так что Генрих Лемберг также причастен к первому ровенскому мототреку.
В личном чемпионате СССР 1961 года Генрих Лемберг выступал в Уфе, где прошли два полуфинала и финал, в финале набрал 6 очков и занял 10-е место. В дальнейшем – участник личных чемпионатов СССР 1962, 1965 и 1968 гг., но в финал больше не выходил (если эти данные неполные, пусть поправят меня знатоки спидвея, но, надеюсь, скоро сам Генрих Лемберг сможет много дополнить о своих выступлениях).
В том же 1961 году принимал участие в гонке Спартакиады по техническим видам спорта, где занял 9-е место, в 1965 году в финале ІІІ Всесоюзной Спартакиады по техническим видам спорта, когда впервые разыгрывалось кроме личного первенства и командное, сборная Ленинграда заняла 3-е место, но Генрих Лемберг был запасным, и ни разу в финальной гонке не стартовал. В финале VI Спартакиады народов СССР сборная Ленинграда в Тольятти заняла 4-е место, а тренером команды был Генрих Лемберг.
В первом командном чемпионате СССР 1962 года 29-летний Генрих Лемберг выступал в составе родной „Невы” и стал самым результативным её гонщиком, набрав во всех гонках 80 очков, что расположило его на общем 20-м месте. А начала „Нева” чемпионат страны 1962 года в Ровно, гдё проходили гонки первого этапа – 14-15 апреля. И в них выступал Генрих Лемберг, правда команда провела гонки не очень удачно, набрав 34 очка, оказалась на 4-м месте, третьими были в Ровно с 40 очками гонщики „Востока”, второе место заняла уфимская „Комета” – 67 очков, а „Радуга” выиграла обе гонки с общей суммой 98 очков.
В последующих сезонах Генрих Лемберг неизменно стартует в составе команды „Нева” (Ленинград), и в командном чемпионате СССР 1966 года становится вместе с товарищами чемпионом страны. После бронзового сезона 1967 года он уходит на тренерскую работу.
В 1964 году, после почти 10 лет строительства, в Ленинграде в Сосновском лесопарке был открыт мототрек. Зимой 1964-го года только что построенный мототрек с ходу принимает первый чемпионат Европы в мотогонках по льду. На мототреке в ДОСААФ организуется секция ледовых и гаревых гонок благодаря неуемной энергии и организаторскому таланту Юлия Ионовича Подвального – ещё тогда молодого тренера. Вторым тренером „без отрыва от мотоцикла” стал Генрих Исидорович Лемберг. В секцию были набраны гонщики, уже имевшие некоторый опыт в мотоспорте (мотокросс и кольцевые гонки): Анатолий Белкин, Геннадий Вьюнов, Владимир Леонов, Владимир Канунников, Валерий Катюжанский, Василий Батурин, и возникла школа Юлия Подвального.
12 июля 1964 года в Ленинграде состоялось открытие гаревого сезона – прошла гонка „Открытие ленинградского мототрека” с участием гонщиков Владивостока, Таллина, Даугавпилса и Ленинграда. Была выпущена программка, вышедшая 6 июля из печати силами типографии Ленинградского высшего военно-морского командного училища им. Фрунзе, тираж – 1000 экз. (а цветная титулка к ней была отпечатана Свердловской фабрикой офсетной печати). В этой гонке, проведённой среди 4 команд, в каждом из 16 заездов которой стартовало по 1 одному гонщику из 4 городов, одинаковое количество очков – по 36, набрали хозяева и гонщики Владивостока. Генрих Лемберг был участником этой встречи, он стартовал в четырёх заездах и показал очень приличный результат – 9 очков: дважды выигрывал у своих соперников (3-й и 6-й заезды), один раз финишировал вторым (12-й заезд) и один раз – третьим (14-й заезд). Вместе с Лембергом в команде Ленинграда в той встрече выступали Владимир Канунников, Анатолий Белкин (оба набрали по 11 очков каждый) и Валерий Катюжанский (5 пунктов).
В том же 1964 году было проведено личное первенство Ленинграда по спидвею, в котором Генрих Лемберг стал бронзовым призёром.
В 1967 году состоялся первый визит британского клуба в СССР – в гости к ленинградцам приехала команда „Белль Вью Эйсез” из Манчестера, во главе с пятикратным и действующим чемпионом мира, знаменитым шведским гонщиком Ове Фундиным. И что же „Тузы”? Поехали домой, не солоно хлебавши – „Нева” победила их со счётом 61:47. Пока неизвестно, выступал ли Генрих Лемберг в той гонке…
 В 1968 году, когда был первый визит ленинградской „Невы” в Англию, и первая гонка состоялась в Манчестере – городе-побратиме Ленинграда, Генрих Лемберг был в составе команды и стартовал в обеих гонках, проведённых ленинградцами на Туманном Альбионе: 27 июля 1968 года „Тузы” выиграли со счётом 48:30, а 30 июля в Лестере был полный разгром – 60:17. В этих встречах он стартовал в 4 заездах и набрал в каждой гонке по 1 очку.

На фото: Генрих Лемберг в Манчестере перед гонкой с „Белль Вью Эйсез” с английскими болельщицами.


На фото: „Нева” в Манчестере. 27 июля 1967 года.

В 1969 году „Нева” дома побеждает англичан с минимальным счётом 40:38, в составе которых блещет другая звезда мирового спидвея – двукратный и действующий чемпион мира, новозеландский гонщик Иван Маугер. Генрих Лемберг в этой гонке набирает 3 очка.
Следующие визиты в Англию – в 1970 и 1972 гг., Генрих Лемберг провёл уже в качестве тренера команды. Ленинградцы провели тогда соответственно 3 и 4 гонки, но ни в одной из них победить так и не удалось. Хотя в 1972 году „Нева”, усиленная Анатолием Кузьминым из Даугавпилса, дала настоящий бой „Тузам” на „Хайд Роуд”, проиграв всего 4 очка – 41:37. Стоит отметить, что перед 10-м заездом „Нева” была впереди – 25:29, но потом усилиями Алана Уилкинсона, молодого Питера Коллинза и Криса Пусея хозяева выиграли три заезда подряд, и склонили чашу весов в свою пользу. В третье турне ленинградцев в Англию (1972 г.) был заявлен и ровенский гонщик Григорий Хлыновский, но он на Островах не появился и не выступал.
 

На фото: Генрих Лемберг и „Нева” на „Хайд Роуд”. 10 июня 1972 года.

А сегодня, 18 февраля 2015 года, Генриху ЛЕМБЕРГУ, исполняется 82 года! От имени всех ветеранов ровенского спидвея, которые его очень хорошо помнят и знают, от имени многих ровенских болельщиков „со стажем”, искренне поздравляю Генриха Исидоровича с Днём рождения!
Желаю ему крепкого здоровья, удачи, мира и спокойствия, а также исполнения его желаний на 2015 год – посетить Гран-При Финляндии в Тампере и летом приехать в Ровно! Всё это ему поможет осуществить большой фанат спидвея из Ровно – Юрий Панчук, который живёт в Санкт-Петербурге и трудится в Военно-медицинской Академии, и дружит с Генрихом Исидоровичем уже не первый год!


На фото: Генрих Лемберг и Юрий Панчук. Санкт-Петербург. Январь 2012 года.

Огромная благодарность за предоставленные материалы Николаю Ермоленко (Уфа), у которого, кстати, сегодня тоже День рождения, с чем его и поздравляю!!! А также нашим форумчанам из Питера и английским фанам спидвея за фотографии.

10 лютого 2015 р.

Виктор ГАЙДЫМ. Часть І.



Виктор Гайдым впервые появился на спидвейных треках СССР в 1986 году, когда 14-летний юноша в Риге выступал в командном чемпионате страны среди юношей (на мотоциклах с объёмом цилиндров двигателя до 125 см3). В составе команды Ровенской области в полуфинале он помог финишировать нашим землякам на 2-м месте, набрав 15 очков из 18 командных. Финал, состоявшийся на следующий день, оказался сильнее, и ровенский дуэт в составе Виктор Гайдым и Валерий Яскал (Костополь), набрав по 9 очков каждый, финишировал только пятым с общим результатом в 18 очков, столько же было и у команд Свердловской области и первой команды Латвии.


Когда в августе 1987 года на треке в совхозе „Ранна” в Эстонии состоялся финал первого личного чемпионата СССР среди юношей, то многие специалисты спидвея обратили внимание на молодого парнишку из Ровно, который в основной сетке соревнований набрал одинаковое количество очков с Кеном Вийдасом – по 14, и только в дополнительном заезде уступил 1-е место таллинцу. В командном зачёте ровенская команда, в состав которой входил, кроме Виктора Гайдыма, Александр Урбанович, выступила не так впечатляюще, снова заняла 5-е место, пропустив вперёд команды Эстонии, Латвии, Новосибирска и Уфы.
В начале сезона 1988 года Виктор Гайдым был заявлен в основной состав ровенского „Сигнала”, ведь ровенчан „обрадовал” Львов, где снова начали возрождать спидвей и двух перспективных юниоров трёхкратного чемпиона СССР, воспитанников ровенского спидвея – Владимира Колодия и Виктора Пастухова, было решено призвать в армию с одновременным выступлением во второлиговом СКА.
Виктор Гайдым в командном чемпионате 1988 года так и не выступил в составе „Сигнала”, всё-таки 16 лет парню только было, но ровенские зрители увидели перспективного молодого гонщика уже в первой гонке сезона, когда 19 апреля 1988 года на ровенском мототреке состоялась личная встреча с участием гонщиков Ровно и Новосибирска. Виктор был заявлен запасным гонщиком, и со второй серии заездов начал выступать вместо новосибирца Анатолия Трубицына под стартовым № 14, который по неизвестным причинам не смог стартовать в гонке. Результат новобранца – 2 очка, когда он в 11-м заезде финишировал вслед за Владимиром Трофимовым, оставив позади себя новосибирцев Александра Ганова и Александра Куткина. В остальных заездах Виктор дважды финишировал четвёртым и один раз был исключён из перезаезда… В августе того года Виктор уверенно победил в полуфинале юношеского чемпионата страны на 125-ках в Пинске, выиграв все 4 заезда, но потом в финале не было ни одного ровенчанина, хотя туда пробился кроме него и Борис Пацков. Видимо дальняя дорога в Новосибирск через неделю после белорусской гонки оказалась для наших ребят и их деятелей из ДОСААФа разных мастей неподъёмной.
А первым полноценным сезоном для Виктора Гайдыма стал 1989 год, когда он в полной силе заявил о себе на всех уровнях в ровенской команде и в чемпионате мира. Именно в 1989 году он получил от Виктора Кузнецова его шлём и напутствие на удачу в спидвее, ведь талант виден сразу, и Великий Мастер Кузнецов его увидел в молодом будущем Мастере Гайдыме! Боюсь ошибиться, но пусть меня поправят знатоки, случилось это на параде-представлении перед гонкой континентального полуфинала личного чемпионата мира, которая состоялась в Ровно 25 июня 1989 года:




И оба гонщика проехались по гаревой дорожке ровенского мототрека.

Позже их пути будут неоднократно пересекаться, с разным успехом, но спидвей от этого только выиграл...
Сегодня же небольшой экскурс в историю закончен, продолжение, думаю, будет...

Пора поздравить Виктора ГАЙДЫМА с Днём рождения! Ему сегодня, 10 февраля 2015 года, исполняется 43 года!
От имени многочисленных болельщиков, и не только ровенского спидвея, поздравляю Виктора ГАЙДЫМА с Днём рождения! Желаю ему крепкого здоровья, новых успехов на благо всего спидвея и реализации планов, а также счастья и удачи!!!

Продолжение следует...

Цветные фото отдельная благодарность фану ровенского спидвея Павлу Корнелюку.