Какая-то быстрая и нелепая смерть забрала от нас
Николая Манева – одного из великих болгарских гонщиков. Казалось, совсем
недавно, встречались, разговаривали с ним и с сыном Миленом Маневым на гонке в
Вознесенске в конце августа 2012 года. А уже прошло с тех пор больше 2 лет, и
вот такое печальное известие из Болгарии. Искренне сочувствую и выражаю
соболезнования Милену и всем родным и близким Николая Манева, пусть земля ему
будет пухом…
Немного хочу вспомнить о выступлениях Николая Манева в
Украине. Впервые он представлял Болгарию вместе с Ангелом Ефтимовым в Ровно в
четвертьфинале личного чемпионата мира 1987 года. В той дождливой гонке в
последний день весны первого послечернобыльского года Николай Манев выступал
под стартовым № 15, и, набрав 6 очков, занял 12-е место, прекратив свои
выступления в чемпионате мира.
Вот статистика той гонки:
¼ финала ЛЧМ. Ровно. Мототрек. 31 мая 1987 года.
1. № 5 Роман Матоушек (Чехословакия) (3,
3, 3, 3, Сх) = 12 + 3.
2. № 11 Иржи Свобода (Чехословакия) (2, 3,
2, 3, 2) = 12 + Сх.
3. № 9 Валерий Гордеев (СССР) (3, 2, Сх,
3, 3) = 11.
4. № 14 Зденек Тесарж (Чехословакия) (3,
3, 2, 1, 1) = 10.
5. № 7 Войцех Жабялович (Польша) (1, 1, 3,
2, 2) = 9.
6. № 4 Джорджио Зарамелла (Италия) (3, 3,
П, 0, 3) = 9.
7. № 1 Владимир Трофимов (СССР) (Сх, П, 3,
3, 3) = 9.
8. № 8 Гжегож Дзиковски (Польша) (2, П, 3,
1, 2) = 8 + 3.
9. № 2 Паоло Сальвателли (Италия) (2, 1,
2, 2, 1) = 8 + 2.
10. № 3 Павел Карнас (Чехословакия) (1, 0,
1, 2, 3) = 7.
11. № 6 Янош Гереш (Венгрия) (0, 2, 1, 2,
2) = 7.
12. № 15 Николай Манев (Болгария) (2, 2,
П, 1, 1) = 6.
13. № 16 Хенрик Бем (Польша) (1, 2, 0, 1,
0) = 4.
14. № 13 Дариуш Балински (Польша) (0, 1,
2, 0, 0) = 3.
15. № 10 Здислав Рутецки (Польша) (1, 0,
П, 0, 0) = 1.
16. № 12 Ангел Ефтимов (Болгария) (0, П,
1, –, –) = 1.
17. № 17 Риф Саитгареев (СССР) (0, 1) = 1.
Позаездно:
1. Зарамелла, Сальвателли, Карнас, Трофимов
(Сх).
2. Матоушек, Дзиковски, Жабялович, Гереш.
3. Гордеев, Свобода, Рутецки, Ефтимов.
72.3 сек.
4. Тесарж, Манев, Бем, Балински.
5. Матоушек, Гордеев, Балински, Трофимов
(П).
6. Тесарж, Гереш, Сальвателли, Рутецки.
7. Свобода, Манев, Жабялович, Карнас.
8. Зарамелла, Бем, Ефтимов (П), Дзиковски
(П).
9. Трофимов, Свобода, Гереш, Бем.
10. Матоушек, Сальвателли, Ефтимов, Манев
(П).
11. Дзиковски, Тесарж, Карнас, Гордеев
(Сх).
12. Жабялович, Балински, Рутецки (П),
Зарамелла (П).
13. Трофимов, Жабялович, Тесарж, Саитгареев
(вмести Ефтимова).
14. Свобода, Сальвателли, Дзиковски,
Балински.
15. Матоушек, Карнас, Бем, Рутецки.
16. Гордеев, Гереш, Манев, Зарамелла.
17. Трофимов, Дзиковски, Манев, Рутецки.
18. Гордеев, Жабялович, Сальвателли, Бем.
19. Карнас, Гереш, Саитгареев (вместо Ефтимова),
Балински.
20. Зарамелла, Свобода, Тесарж, Матоушек
(Сх).
Дополнительный заезд за 8-е место:
21. Дзиковски, Сальвателли.
Дополнительный заезд за 1-е место:
22. Матоушек, Свобода (Сх).
И несколько фотографий из архива Павла
Корнелюка и Евгения Самусенко с этой гонки:
На следующий год Николай Манев снова
выступал в Ровно, и снова в четвертьфинале личного чемпионата мира. На этот раз
ему помогал Рудольф Валентинов, и второй старт в Ровно был более удачным:
Николай Манев
¼ финала ЛЧМ. Ровно. Мототрек. 5 июня 1988 года.
1.
№ 2 Антонин Каспер (Чехословакия) (3, 3, 3, 3, 3) = 15.
2.
№ 13 Золтан Адорьян (Венгрия) (3, 3, 3, 2, 1) = 12.
3.
№ 3 Петер Вандирек (Чехословакия) (2, 3, 3, 3, Сх) = 11.
4.
№ 6 Игорь Марко (СССР) (3, 0, 3, 2, 2) = 10.
5.
№ 9 Шандор Тихани (Венгрия) (3, 2, 1, 3, 1) = 10.
6.
№ 12 Янош Балог (Венгрия) (0, 2, 1, 3, 3) = 9.
7.
№ 8 Николай Манев (Болгария) (1, 3, 2, 1, 2) = 9.
8.
№ 5 Фёдор Захаров (СССР) (2, 1, 2, 2, 2) = 9.
9.
№ 11 Йожеф Петрикович (Венгрия) (2, 2, 1, И/2мин., 3) = 8.
10.
№ 1 Михаил Старостин (СССР) (Сх, 0, 2, 2, 3) = 7.
11.
№ 10 Риф Саитгареев (СССР) (1, 1, 2, Сх, 1) = 5.
12.
№ 14 Зденек Тесарж (Чехословакия) (2, 2, П, П, П) = 4.
13.
№ 16 Олег Волохов (СССР) (Сх, 1, 0, 1, 2) = 4.
14.
№ 4 Рудольф Валентинов (Болгария) (1, 0, 1, 0, 1) = 3.
15.
№ 7 Звонко Павлич (Югославия) (Сх, 1, 0, 1, 0) = 2.
16.
№ 15 Константин Свинкин (СССР) (1, 0, 0, 1, 0) = 2.
Запасные:
17.
№ 17 Игорь Зверев (СССР) (Сх).
Позаездно:
1.
Каспер, Вандирек, Валентинов, Старостин (Godden)
(Сх).
2.
Марко, Захаров, Манев, Павлич (Сх).
3.
Тихани, Петрикович, Саитгареев, Балог.
4.
Адорьян, Тесарж, Свинкин, Волохов (Сх).
5.
Адорьян, Тихани, Захаров, Старостин (Jawa).
6.
Каспер, Тесарж, Саитгареев, Марко.
7.
Вандирек, Петрикович, Павлич, Свинкин.
8.
Манев, Балог, Волохов, Валентинов.
9.
Марко, Старостин (Godden), Петрикович, Волохов.
10.
Каспер, Захаров, Балог, Свинкин.
11.
Вандирек, Манев, Тихани, Тесарж (П).
12.
Адорьян, Саитгареев, Валентинов, Павлич.
13.
Балог, Старостин, Павлич, Тесарж (П).
14.
R/R. Каспер, Адорьян,
Манев, Зверев [вместо Петриковича (И/2мин.)] (Сх).
15.
Вандирек, Захаров, Волохов, Саитгареев (Сх).
16.
Тихани, Марко, Свинкин, Валентинов.
17.
Старостин, Манев, Саитгареев, Свинкин.
18.
Каспер, Волохов, Тихани, Павлич.
19.
Балог, Марко, Адорьян, Вандирек (Сх).
20.
R/R. Петрикович, Захаров,
Валентинов, Тесарж (П).
Главный
судья: Енэ Корокнаи (Венгрия).
Спортивный
комиссар FIM: Лео Поспишил (Австрия).
Спортивный
комиссар ФМС: Геннадий Фомин (СССР).
Директор
соревнований: Леонид Филюк (СССР).
Главный
хронометрист: Владимир Кочнев (СССР).
Технический
комиссар: Николай Ларищев (СССР).
Спортивный
комментатор: Владимир Карнеев (СССР).
Полностью привожу отчёт о гонке в ровенской молодёжной
газете „Зміна” от 7 июня 1988 года.
„Сильнее
были гости”.
5 июня в Ровно состоялся четвертьфинал чемпионата мира континентальной
зоны Европы по спидвею.
После 1983 года, когда после завершения реконструкции
был открыт новый мототрек, ровенчане стали свидетелями многих соревнований
наивысшего мирового уровня. Успешно прошли на нём континентальный финал личного
чемпионата мира 1984 года, полуфинал и финал личного чемпионата Европы 1985 и
1986 годов, четвертьфинальные соревнования личного чемпионата мира
континентальной зоны Европы 1987 года. И вот снова к нам пожаловал спидвей
самого высокого качества.
5 июня состоялся четвертьфинал личного чемпионата мира
континентальной зоны Европы. Снова в городе возникла проблема лишнего билета на
спидвей, снова начали распространяться слухи, что „на руках” перед началом
соревнований цена билета достигала 20 рублей. И это без лотерейных автомобилей,
без рекламы (интересно, видел ли кто-нибудь в городе хоть одну афишу об этой
гонке?).
В этот день право старта на ровенском мототреке
завоевали восемь лучших гонщиков, которые принимали участие в отборочных
соревнованиях в Любляне (Югославия) – это венгры Й.Петрикович и Я.Балог,
З.Тесарж с Чехословакии, Н.Манев и Р.Валентинов из Болгарии, югослав З.Павлич,
Ф.Захаров и Р.Саитгареев из сборной СССР. А.Каспер и П.Вандирек с Чехословакии,
З.Адорьян и Ш.Тихани из Венгрии и советские спортсмены М.Старостин, О.Волохов,
И.Марко и В.Трофимов начинали борьбу с четвертьфинала.
Только накануне выяснилось, что В.Трофимов не сможет
выступать, так как травма, полученная в Венгрии вначале сезона, ещё даёт знать
о себе. Поэтому его заменил перспективный юниор К.Свинкин – воспитанник спидвея
из Черкесска, который в настоящее время выступает в составе львовских армейцев.
Накануне соревнований специалисты чётко определили
имена спортсменов, чьи шансы на выход в следующий этап чемпионата мира были
более весомыми. Это, прежде всего, Антонин Каспер (ЧССР) – финалист личного
чемпионата мира 1985 года, пятикратный чемпион своей страны. В своё время он
проходил длительную подготовку в английских профессиональных клубах. Называлось
имя его земляка – Петер Вандирек – финалист чемпионата мира 1987 и 1986 годов в
гонках на 1000-метровом треке. Четыре хорошо известных гонщика из Венгрии
досконально изучили ровенскую дорожку, так как только в 1988 году провели на
ней четыре гонки. Поэтому их лидер З.Адорьян был одним из наиболее вероятных
кандидатов на победу.
Советских спортсменов опытных М.Старостина,
Р.Саитгареева и их более молодых товарищей по сборной И.Марко, Ф.Захарова и
О.Волохова, наверное, не стоит представлять ровенчанам.
Шансы хозяев трека расценивались
высоко, поскольку они уже привыкли к треку и пользовались поддержкой болельщиков.
Вот только вызывало тревогу серьёзное снижение класса наших спидвеистов в
последние годы, потеря ими ведущих позиций в европейском спидвее. Правда, нас
успокаивали. Например,
на встрече с членами клуба любителей спидвея накануне четвертьфинала представитель Центрального автомотоклуба Ю.М.Кузьмин сообщил, что, в сезоне 1988 года сборная не получила ни одного мотоцикла ведущих мировых производителей. В то же время механики сборной страны заверили, что наличествующая техника подготовлена хорошо. Но уже в первом заезде Михаил Старостин, стартовавший на мотоцикле с двигателем фирмы „Годден”, после первого круга из-за плохой работы двигателя вынужден был сойти с дистанции.
на встрече с членами клуба любителей спидвея накануне четвертьфинала представитель Центрального автомотоклуба Ю.М.Кузьмин сообщил, что, в сезоне 1988 года сборная не получила ни одного мотоцикла ведущих мировых производителей. В то же время механики сборной страны заверили, что наличествующая техника подготовлена хорошо. Но уже в первом заезде Михаил Старостин, стартовавший на мотоцикле с двигателем фирмы „Годден”, после первого круга из-за плохой работы двигателя вынужден был сойти с дистанции.
И.Марко и Ф.Захаров подняли настроение любителям
спидвея, когда уверенно выиграли во втором заезде: И.Марко получил 3 очка, а
Ф.Захаров – 2. Именно этот заезд и стал в итоге наилучшим для советских
спидвеистов, так как в дальнейшем они, в основном, разочаровывали поклонников
спидвея.
В третьем заезде неудачно стартовал Риф Саитгареев,
который ещё десять дней тому назад так уверенно выигрывал у венгров в
товарищеских соревнованиях. Именно здесь мы поняли, для чего тренеры сборной
Венгрии пытались увеличить количество выступлений своих гонщиков в СССР. Они
очень хорошо изучили манеру езды Рифа, и оттеснили его в заезде на задние
позиции.
На этом неудачи хозяев трека не закончились. Сходит с
дистанции О.Волохов, только одно очко завоёвывает молодой К.Свинкин. После
первой серии заездов на счету советской сборной два схода с дистанции, по очку
– у Р.Саитгареева и К.Свинкина, два – у Захарова и три – у И.Марко.
Ещё более неудачно для нас прошёл пятый заезд.
М.Старостин уже стартует на „Яве” и снова привозит ноль – подводит техника.
Только очко записывает в свой актив Ф.Захаров. Шестой заезд приносит нам
очередной ноль – теперь уже у И.Марко, который прозевал старт. Только очко
получает Р.Саитгареев. Седьмой старт ознаменовал очередным нулём К.Свинкин, а
восьмой – одним очком О.Волохов.
Шесть гонщиков смогли привезти в серии заездов только
3 пункта. Что это? Конечно невезение, без которого не обойтись в спорте? А быть
может… Не знаем, о чём в этот момент говорили спортсменам
наставники, но в дальнейших стартах в отдельных советских гонщиков заговорило
самолюбие. В девятом заезде побеждает И.Марко, а М.Старостин,
пересев в очередной раз на „Годден”, привозит два очка.
Интересным для зрителей был десятый заезд. Высокое
мастерство демонстрирует здесь А.Каспер, который на последнем круге с третьей
позиции мастерски выходит на первую и уверенно побеждает. В остальных заездах третьей серии
никаких сенсаций не случилось. Логичным было превосходство П.Вандирека и
З.Адорьяна. На это время места спортсменов распределились следующим образом:
А.Каспер и З.Адорьян – по 9 очков, П.Вандирек – 8, И.Марко, Н.Манев и Ш.Тихани
– по 6, Ф.Захаров и Й.Петрикович – по 5 очков.
В тринадцатом заезде М.Старостину необходима была
только победа. Только она могла открыть путь в следующий этап. Но он не
воспользовался такой возможностью и, поступившись победой одному из своих
главных соперников венгру Я.Балогу, потерял шансы попасть в первую восьмёрку.
Судьба победителя ровенского четвертьфинала была
решена в четырнадцатом заезде, где встретились лидеры А.Каспер и З.Адорьян. Со
старта вперёд вырвался гонщик из Чехословакии и не отдал лидерства до конца. Выступления
советских спидвеистов в этой серии снова были посредственными: сошёл с трассы
Р.Саитгареев, по очку привезли К.Свинкин и О.Волохов.
В восемнадцатом заезде снова подтвердил свой высокий
класс А.Каспер, и, набрав максимум – 15 очков, стал победителем соревнований.
Два последних старта должны были решить судьбу трёх
спортсменов. И.Марко и Ф.Захарову необходимо было набрать по 2 очка, чтобы
чувствовать себя спокойно. Я.Балогу путь к полуфиналу открывала только победа. Первыми
достигли успеха советский спортсмен и венгр. В 19 заезде, зная, что
Я.Балог хорошо стартует, сильнейший гонщик сборной Венгрии З.Адорьян сначала не вступал в борьбу за лидерство. Его устраивало то, что Янош шёл первым, Игорь спокойно держался на второй позиции. Ровенчанин под конец заезда попытался вырваться вперёд, но всё же победил гость. Двадцатый заезд проходил в напряжённой борьбе, и решил судьбу ещё одного полуфиналиста. Им стал Ф.Захаров.
Я.Балог хорошо стартует, сильнейший гонщик сборной Венгрии З.Адорьян сначала не вступал в борьбу за лидерство. Его устраивало то, что Янош шёл первым, Игорь спокойно держался на второй позиции. Ровенчанин под конец заезда попытался вырваться вперёд, но всё же победил гость. Двадцатый заезд проходил в напряжённой борьбе, и решил судьбу ещё одного полуфиналиста. Им стал Ф.Захаров.
19 июня в городе Мишкольц (Венгрия) в полуфинальных
соревнованиях личного чемпионата мира континентальной зоны Европы на старт
выйдут: венгры З.Адорьян, Ш.Тихани, Я.Балог, А.Кочо, З.Хайду, Ш.Уйхели и
Й.Петрикович (резервный гонщик), спортсмены Чехословакии А.Каспер, П.Вандирек,
З.Шнайдервинд, гонщики ФРГ Г.Рисс и Х.Фалтермайер, итальянец П.Сальвателли,
болгарин Н.Манев, австриец Х.Шатцер и советские спидвеисты И.Марко и Ф.Захаров.
В.Вижевский
Е.Гербольд
Фото
А.Мизерного и Н.Маца
Интервью
после финиша.
Лео
ПОСПИШИЛ (Австрия),
спортивный комиссар Международной мотоциклетной
федерации (ФИМ):
– Что касается организационного уровня проведения
соревнований, то я остался доволен. Меня изумило качество гаревой дорожки на
ровенском мототреке. Накануне соревнований, когда несколько часов лил дождь, я
уже подумывал, не придётся ли переносить старты. Но когда приехал с утра на
трек, то был приятно удивлён: дренажная система сработала великолепно.
Сами соревнования, правда, не поразили меня каким-то
драматизмом. В восьмёрку вошли сильнейшие гонщики, по крайней мере, Каспер,
Адорьян, Тихани, Вандирек, Марко мне понравились ещё на тренировке. Несколько
неожиданно слабыми выглядели другие советские спортсмены. Обратил внимание, как
Старостин менял мотоциклы, то „Годден”, то „Ява”, потом снова „Годден”. Скорее
всего, это делалось от неуверенности и растерянности, чем от тактики ведения
борьбы.
Судейство меня полностью удовлетворило. А вот задержка
с выходом на старт гонщика трека должна стать уроком на будущее. Ведь такие
соревнования мирового чемпионата в Ровно не последние.
Енэ
КОРОКНАИ (Венгрия),
главный судья соревнований:
– Накануне четвертьфинала на пресс-конференции меня
спросили о том, не будет ли мешать наличие четырёх венгерских гонщиков
выполнению обязанностей главного судьи? Ровенским болельщикам об этом лучше
судить, но уже после соревнований довелось услышать нарекания по поводу
инцидента с моим земляком Йожефом Петриковичем. Ведь в 14-м заезде он не
уложился в отведённые две минуты для выхода на старт, и я должен был его снять
с заезда.
Мне говорили, мол, очень жёстким было такое решение,
ведь какие-то десять-двадцать секунд никакого влияния на соревнования не
оказали бы. Но правила есть правилами. И если бы это был спортсмен другой
страны тогда, возможно, я бы закрыл глаза на эти 10-20 секунд. Тем более что
практически из-за снятия со старта Йожеф как раз и не попал в полуфинал
чемпионата мира. На его счету оказалось в результате 8 очков, тогда как
проходным баллом были 9 пунктов.
Если оценивать выступления советских спортсменов, то
стоило бы подумать об их лучшей оснащённости и подготовки техники к
соревнованиям.
Геннадий
ФОМИН (СССР),
спортивный комиссар Федерации мотоциклетного спорта
СССР:
– Хотя сами соревнования мне понравились, но
выступлением наших гонщиков я не удовлетворён. Здесь стоит привести простую
арифметику – из 6 спортсменов СССР в восьмёрку вошли только двое, и это у себя
дома?
Разве можно как-то объяснить тот факт, что такой
опытный гонщик, как Михаил Старостин в первом же заезде сходит с трассы, а в
следующем приходит последним? А Риф Саитгареев? Причины плохих выступлений,
понятно, будут выявлены и проанализированы. Но уже сегодня можно точно говорить
о значительной вине тренерского состава и механиков. Настоящая чехарда с
мотоциклами, постоянные поломки на трассе (у Старостина, Волохова, Свинкина,
Саитгареева) – это уже становится некой закономерностью. Одновременно четвертьфинал показал значительный
прогресс возросшего мастерства гонщиков социалистических стран. Если так пойдёт
дальше, то нас на международной арене ждут существенные трудности.
Зденек
СНОУПЕК,
руководитель спортивной делегации ЧССР:
– Выступлением своих спортсменов я удовлетворён. Ведь
в призовую тройку попали Антонин Каспер и Петер Вандирек. Если додать, что
Антонин выиграл все заезды, а Петер – три из пяти, то можно говорить о
достаточно хорошей форме моих подопечных.
Что же касается выступления Зденека Тесаржа, то,
думаю, его подвело волнение. Судите сами. После первых двух стартов у него было
4 очка. Но в них Зденек стартовал с Каспером, Адорьяном, Марко. Казалось бы,
впереди менее сложные заезды. Но подвело волнение. Три падения во время
соревнований – такого неудачного выступления одного гонщика я что-то не
припомню.
Из советских спортсменов больше всего отметил бы Игоря
Марко. И не потому, что он из Вашего города. Я наблюдаю за его выступлениями не
впервые. Нравится спортивная злость спортсмена, его прогрессирующее мастерство.
Из остальных участников соревнований заметно выделяется Золтан Адорьян. Как-то
постепенно он стал одним из сильнейших гонщиков континента.
После завершения спортивной карьеры
Николай Манев полностью посвятил себя воспитанию сына-гонщика – Милена Манева.
Они вместе неоднократно приезжали в Украину, где Милен Манев стартовал в отборках
личного чемпионата Европы и в Кубке МАСЕС, а также в товарищеских гонках. Вот
несколько фото со Львова и Вознесенска:
Светлый образ великого болгарского гонщика,
всегда спокойного, дружелюбного и открытого любому человеку, НИКОЛАЯ МАНЕВА, навсегда останется в
памяти тех ровенчан, кто его знал и видел на гаревых дорожках нашего мототрека…
Немає коментарів:
Дописати коментар