Финальный турнир командного чемпионата СССР 1985 года
прошёл в Тольятти 5-6 октября. В третий раз в истории проведения командных
чемпионатов лучшая команда страны определялась в финальном турнире четырёх – по
две лучшие команды каждой зоны (западной и восточной), в двухдневном турнире оспаривали звание победителя. Два предыдущих турнира
прошли в Ровно: в 1983 году звание чемпиона завоевала уфимская „Башкирия”, в
1984 году – „Турбина” (Балаково). Обе эти команды вышли в финал и в 1985 году.
Компанию им составил финалист 1983 года – октябрьский „Нефтяник”, завоевавший
тогда в Ровно серебряные медали чемпионата и покоривший всех ровенчан блестящим
выступлением Игоря Зверева, и новичком финала стал ровенский „Сигнал”.
Кстати, „Сигнал” присутствовал в финале и в 1984 году
в Ровно, правда, довольно-таки своеобразно: один из финалистов – команда
„Восток” (Владивосток), выступала в финале на ровенском мототреке в жилетах
ровенского „Сигнала”. Может, это и сыграло „злую” шутку с приморскими
гонщиками, ведь „Восток” замкнул тогда квартет сильнейших команд…
Также следует отметить, что ещё в конце августа 1985 года
окончательно не было известно, где пройдёт финальный турнир, хотя сроки его
проведения были определены давно – 05-06 октября. На проведение финала тогда претендовали два города – Пинск и Рига, но было
принято решение отдать проведение финала Тольятти. Главным судьёй назначили
Дмитрия Дрибинцева (Даугавпилс).
После первого дня соревнований „Сигнал” уверенно лидировал
с 37 очками, опережая балаковскую „Турбину” на 11 очков, на 3-4 местах расположились
„Нефтяник” (16 очков) и „Башкирия” (15 очков). Первую серию наши выиграли
вчистую, потом ещё две победы подряд, и лучшим гонщиком среди ровенчан 5 октября
стал Игорь Зверев с 11 очками. Несмотря на хитросплетения регламента финала,
тренер ровенчан Григорий Хлыновский перед стартом первого заезда первого дня финала
делает тактическую замену – юниор Игорь Марко становится запасным гонщиком,
Анатолий Жабчик – основным. Но во всех заездах выезжает только Игорь Марко, заменяя
Анатолия Жабчика. Такая необходимость была вызвана тем, что юниор мог заменить любого
гонщика, а вот юниора – только юниор. В запасе „Сигнала” находились гонщики, выбывшие
уже из этого возраста. И если бы во время гонки что-то, например, случилось у Игоря
Зверева, который в 1985 году ещё был юниором, то запасные гонщики уже не смогли
бы его заменить, и борьбу довелось бы продолжать только трём спидвеистам.
На второй день финала балаковцы настраивались дать решительный
бой, и в некоторой степени им это удалось, когда после третьей серии заездов они
сократили разрыв с лидером до 7 пунктов (самые неудачные старты ровенчан в финале
– в этой серии всего 3 очка). После 13-го заезда разрыв снова уменьшается – уже
6 пунктов. Некоторую помощь им в этом оказал и главный судья, принимая иногда
не совсем логичные решения (смотрите в результатах гонки). Но в 14-м заезде произошло
то, чего Ровно ждало 24 года! Весь заезд лидировал Александр Павлов с Балаково,
Игорь Зверев шёл рядом, но три с половиной круга он балаковец умело защищался,
не давая возможности нашему гонщику обогнать себя. И в последнем вираже Игорю удаётся
обойти опытного балаковца, и он финиширует первым, победно вскидывая вверх
руку! Да, это была победа в заезде, победа в финале по сумме двух дней, и победа
в чемпионате!
В СССР родился новый чемпион страны по спидвею –
команда „Сигнал” (Ровно), ставшая седьмым
чемпионом после уфимской „Башкирии” (10-кратный чемпион на то время), львовского
СКА (1 раз), ленинградской „Невы” (двукратный чемпион), „Востока” (Владивосток)
(1 раз), балаковской „Турбины” (7-кратный чемпион) и новосибирской „Сибири” (1
раз), в 1965 году чемпионат не был завершён.
Результаты
финала:
Первый
день. 05 октября 1985 года.
1. „Сигнал”
(Ровно) = 37.
№ 9 Виктор Кузнецов (3, 3, Сх, 3) = 9.
№ 10 Владимир Трофимов (3, 3, 1, 2) = 9.
№ 11 Игорь Зверев (3, 2, 3, 3) = 11.
№ 12 Анатолий Жабчик – Н/С.
№ 19 Игорь Марко (3, 1, 2, 2) = 8.
№ 23 Виктор Сурхаев – Н/С.
2. „Турбина”
(Балаково) = 26.
№ 5 Андрей Волохов (1, 2, П, –) = 3.
№ 6 Олег Волохов (П, 2, 3, 3) = 8.
№ 7 Александр Павлов (1, 0, 1, –) = 2.
№ 8 Валерий Гордеев (2, 3, 3, 3) = 11.
№ 18 Сергей Дюжев (2) = 2.
№ 22 Сергей Коновалов (0) = 0.
3. „Нефтяник”
(Октябрьский) = 16.
№ 1 Ринат Марданшин (2, 1, 1, 2) = 6.
№ 2 Флюр Калимуллин (0, 3, 2, 1) = 6.
№ 3 Айрат Файзуллин (И, 1, 2, 1) = 4.
№ 4 Вячеслав Кочергин (П, 0, 0, Н/С) = 0.
№ 17 Зайтун Гафуров – Н/С.
№ 21 Виталий Матвеев – Н/С.
4. „Башкирия”
(Уфа) = 15.
№ 13 Михаил Старостин (2, 2, 2, 1) = 7.
№ 14 Риф Саитгареев – Н/С.
№ 15 Николай Корнев (1, 0, 0, 0) = 1.
№ 16 Фёдор Захаров (–, –, 1, 0) = 1.
№ 20 Евгений Токунов (2, 0, 3, 0) = 5.
№ 24 Олег Юдахин (0, 1) = 1.
Позаездно:
1. Марко (вместо Жабчика), Токунов (вместо Саитгареева), Андрей
Волохов, Кочергин (П).
2. R/R. Зверев, Старостин,
Олег Волохов (П), Файзуллин (И).
3. Кузнецов, Гордеев, Корнев, Калимуллин.
4. Трофимов, Марданшин, Павлов, Юдахин (вместо Захарова).
5. Кузнецов, Олег Волохов, Юдахин (вместо Захарова), Кочергин.
6. Трофимов, Андрей Волохов, Файзуллин, Корнев.
7. Калимуллин, Старостин, Марко (вместо Жабчика), Павлов.
8. Гордеев, Зверев, Марданшин, Токунов (вместо Саитгареева).
9. Гордеев, Старостин, Трофимов, Кочергин.
10. Токунов (вместо Саитгареева), Файзуллин, Павлов, Кузнецов
(Сх).
11. Зверев, Калимуллин, Захаров, Андрей Волохов (П).
12. Олег Волохов, Марко (вместо Жабчика), Марданшин, Корнев.
13. Гордеев, Марко (вместо Жабчика), Файзуллин, Захаров.
14. Зверев, Дюжев (вместо Павлова), Кочергин (Н/С), Корнев.
15. Олег Волохов, Трофимов, Калимуллин, Токунов (вместо
Саитгареева).
16. Кузнецов, Марданшин, Старостин, Коновалов (вместо Андрея
Волохова).
Второй день. 06 октября 1985 года.
1. „Турбина”
(Балаково) = 28.
№ 5 Андрей Волохов (1, 3, 1, 0) = 5.
№ 6 Олег Волохов (1, 2, 3, 3) = 9.
№ 7 Александр Павлов (0, –, 3, 2) = 5.
№ 8 Валерий Гордеев (3, Ф, 3, 3) = 9.
№ 18 Сергей Дюжев (0) = 0.
№ 22 Сергей Коновалов – Н/С.
2. „Сигнал”
(Ровно) = 25.
№ 9 Виктор Кузнецов (Ф, 3, Сх, 2) = 5.
№ 10 Владимир Трофимов (2, 1, 2, 2) = 7.
№ 11 Игорь Зверев (2, 2, 0, 3) = 7.
№ 12 Анатолий Жабчик – Н/С.
№ 19 Игорь Марко (2, 1, 1, 2) = 6.
№ 23 Виктор Сурхаев – Н/С.
3. „Башкирия”
(Уфа) = 22.
№ 13 Михаил Старостин (3, 3, П, 3) = 9 + 3.
№ 14 Риф Саитгареев – Н/С.
№ 15 Николай Корнев (2, Ф, 0, 1) = 3.
№ 16 Фёдор Захаров (–, 1, 2, 0) = 3.
№ 20 Евгений Токунов (3, 1, 2, 0) = 6.
№ 24 Олег Юдахин (1) = 1.
4. „Нефтяник”
(Октябрьский) = 21.
№ 1 Ринат Марданшин (3, 3, 2, 1) = 9 + 2.
№ 2 Флюр Калимуллин (1, 2, 3, 1) = 7.
№ 3 Айрат Файзуллин (–, 2, П/И, 1) = 3.
№ 4 Вячеслав Кочергин (–, –, 1, 0) = 1.
№ 17 Зайтун Гафуров (0) = 0.
№ 21 Виталий Матвеев (1, П/И, Ф) = 1.
Позаездно:
1. Токунов (вместо Саитгареева), Марко (вместо Жабчика), Андрей
Волохов, Гафуров (вместо Кочергина).
2. Старостин, Зверев, Олег Волохов, Гафуров (вместо Файзуллина).
3. R/R. Гордеев, Корнев,
Калимуллин, Кузнецов (Ф).
Капитан „Сигнала” не удерживает свой
мотоцикл на старте, разрывая им обе стартовые ленточки, за что судья исключает
его из перезаезда за фальстарт.
4. Марданшин, Трофимов, Юдахин (вместо Захарова), Павлов.
5. R/R.
Кузнецов, Олег Волохов, Захаров, Матвеев (вместо Кочергина) (П/И).
Заезд уверенно возглавлял Кузнецов,
падает юниор „Нефтяника” Матвеев. Он быстро поднимается и направляется к
зелёному газону поля. Но арбитр спешит остановить заезд, хотя остальным
гонщикам ничто не мешало продолжать борьбу. А за несколько минут на старт
приглашают троих гонщиков, кроме Матвеева. Лидерство в повторном старте
захватил Олег Волохов, и Кузнецову пришлось приложить немало усилий для того,
чтобы обойти соперника.
6. R/R. Андрей Волохов,
Файзуллин, Трофимов, Корнев (Ф).
Корнев повреждает нижнюю стартовую
ленточку, и его исключают из перезаезда за фальстарт.
7. R/R. Старостин, Калимуллин,
Марко (вместо Жабчика), Дюжев (вместо Павлова).
В аналогичной ситуации, как в 3-м заезде
Кузнецов, оказался балаковец Дюжев: он рвёт стартовую ленту, арбитры советуются
и определяют групповой фальстарт, допуская к перезаезду всех четверых гонщиков,
хотя Старостин, Калимуллин и Марко даже с места не двинулись…
8. R/R.
Марданшин, Зверев, Токунов (вместо Саитгареева), Гордеев (Ф).
9. Гордеев, Трофимов, Кочергин, Старостин (П).
Падение у Старостина, но заезд не
останавливают. Может потому, что именно Гордеев значительно опережал Трофимова
и Кочергина?
10. Павлов, Токунов (вместо Саитгареева),
Кузнецов (Сх), Файзуллин (П/И).
Три круга лидировал
Кузнецов, далее – Файзуллин, Павлов, Токунов. Казалось, в такой
последовательности гонщики и финишируют. Но неожиданно капитана „Сигнала”
подводит мотоцикл, и он сходит с дистанции. В последний вираж Павлов и
Файзуллин вошли почти одновременно и… столкнулись. Перезаезд? Нет, арбитр без
малейшего упрёка отдаёт 3 очка Павлову, а Файзуллина исключает, как виновника
падения.
11. Калимуллин, Захаров, Андрей Волохов, Зверев.
12. Олег Волохов, Марданшин, Игорь Марко (вместо Жабчика),
Корнев.
13. R/R. Гордеев, Марко,
Файзуллин, Захаров.
Гордеев рвёт нижнюю стартовую ленточку,
но его вместе с остальными гонщиками судья допускает к перезаезду, хотя за
аналогичное нарушение на старте 6-го заезда Корнева исключили за фальстарт. К
тому же, чтобы избежать неприятной случайности, судья принимает решение
ограничиться для этого квартета одной стартовой ленточкой.
14. Зверев, Павлов, Корнев, Кочергин.
Объективно Зверев
был сильнее своих соперников по заезду. Но он неудачно стартует, поступаясь
лидерством Павлову, который уверенно возглавляет заезд. Правда, вторая позиция
Зверева давала надежды на успех. Ровенчанин всё время атакует балаковца – на
прямых, на виражах. Но Павлов, умело маневрируя на дорожке, своевременно
перекрывает опасные позиции, и наш гонщик вынужден сбавлять скорость, а потом
ценою неимоверных усилий снова догонять лидера. На последнем вираже Игорь
отставал от соперника почти на корпус мотоцикла. Зрители повскакивали с мест,
надеясь стать свидетелями очередной сенсации (все помнили, как недавно Зверев
вынужден был финишировать четвёртым в 11-м заезде, ничего не смогший поделать с
Калимуллиным, Захаровым и Андреем Волоховым). Но Зверев перечеркнул в этом
вираже всё: он на большой скорости опережает Павлова, и словно с катапульты
устремляется к финишу. Наш гонщик первым пересекает финишную черту, победно
вскидывая руку. Это была победа в заезде и победа в двухдневной гонке за
чемпионство, ведь „Сигнал” набрал после этого заезда 58 очков, опережая
балаковскую „Турбину” на 7 пунктов, и в двух оставшихся стартах он уже был
недосягаем! Команда „Сигнал” (Ровно) становится чемпионом Советского Союза!
Спортивный комментатор соревнований Виктор Волков, увлечённый драматизмом
заезда, даже забыл объявить по стадиону, что вместе с тремя очками Игорь Зверев
принёс своей команде золотые медали победителя!
15. Олег Волохов, Трофимов, Калимуллин,
Токунов (вместо Саитгареева).
16. Старостин, Кузнецов, Марданшин, Андрей Волохов.
Дополнительный заезд за 3-е место:
17. Старостин, Марданшин.
Итоговое положение команд после двух дней гонок:
1. „Сигнал” (Ровно) – (37 + 25) = 62.
2. „Турбина” (Балаково) – (26 + 28) = 54.
3. „Башкирия” (Уфа) – (15 + 22) = 37 + 3.
4. „Нефтяник” (Октябрьский) – (16 + 21) = 37 + 2.
Ст. №
|
Гонщик
|
Очки
05.10.
|
Очки
06.10.
|
Всего
|
||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
∑
|
1
|
2
|
3
|
4
|
∑
|
|||
1.
„Сигнал” (Ровно) – 62.
|
||||||||||||
9
|
Виктор
Кузнецов
|
3
|
3
|
Сх
|
3
|
9
|
Ф
|
3
|
Сх
|
2
|
5
|
14
|
10
|
Владимир
Трофимов
|
3
|
3
|
1
|
2
|
9
|
2
|
1
|
2
|
2
|
7
|
16
|
11
|
Игорь
Зверев
|
3
|
2
|
3
|
3
|
11
|
2
|
2
|
0
|
3
|
7
|
18
|
12
|
Анатолий
Жабчик
|
Н/С
|
||||||||||
19
|
Игорь
Марко
|
3
|
1
|
2
|
2
|
8
|
2
|
1
|
1
|
2
|
6
|
14
|
23
|
Виктор
Сурхаев
|
Н/С
|
||||||||||
2.
„Турбина” (Балаково) – 54.
|
||||||||||||
5
|
Андрей
Волохов
|
1
|
2
|
П
|
–
|
3
|
1
|
3
|
1
|
0
|
5
|
8
|
6
|
Олег
Волохов
|
П
|
2
|
3
|
3
|
8
|
1
|
2
|
3
|
3
|
9
|
17
|
7
|
Александр
Павлов
|
1
|
0
|
1
|
–
|
2
|
0
|
–
|
3
|
2
|
5
|
7
|
8
|
Валерий
Гордеев
|
2
|
3
|
3
|
3
|
11
|
3
|
Ф
|
3
|
3
|
9
|
20
|
18
|
Сергей
Дюжев
|
–
|
–
|
–
|
2
|
2
|
–
|
0
|
–
|
–
|
0
|
2
|
22
|
Сергей
Коновалов
|
–
|
–
|
–
|
0
|
0
|
|
Н/С
|
0
|
|||
3.
„Башкирия” (Уфа) – (37 + 3).
|
||||||||||||
13
|
Михаил
Старостин
|
2
|
2
|
2
|
1
|
7
|
3
|
3
|
П
|
3
|
9
|
16 + 3
|
14
|
Риф
Саитгареев
|
Н/С
|
||||||||||
15
|
Николай
Корнев
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
2
|
Ф
|
0
|
1
|
3
|
4
|
16
|
Фёдор
Захаров
|
–
|
–
|
1
|
0
|
1
|
–
|
1
|
2
|
0
|
3
|
4
|
20
|
Евгений
Токунов
|
2
|
0
|
3
|
0
|
5
|
3
|
1
|
2
|
0
|
6
|
11
|
24
|
Олег
Юдахин
|
0
|
1
|
–
|
–
|
1
|
1
|
–
|
–
|
–
|
1
|
2
|
4.
„Нефтяник” (Октябрьский) – (37 + 2).
|
||||||||||||
1
|
Ринат
Марданшин
|
2
|
1
|
1
|
2
|
6
|
3
|
3
|
2
|
1
|
9
|
15 + 2
|
2
|
Флюр
Калимуллин
|
0
|
3
|
2
|
1
|
6
|
1
|
2
|
3
|
1
|
7
|
13
|
3
|
Айрат
Файзуллин
|
И
|
1
|
2
|
1
|
4
|
–
|
2
|
П/И
|
1
|
3
|
7
|
4
|
Вячеслав
Кочергин
|
П
|
0
|
0
|
Н/С
|
0
|
–
|
–
|
1
|
0
|
1
|
1
|
17
|
Зайтун
Гафуров
|
Н/С
|
0
|
–
|
–
|
–
|
0
|
0
|
||||
21
|
Виталий
Матвеев
|
Н/С
|
1
|
П/И
|
Ф
|
–
|
1
|
1
|
Результативность
гонщиков команды „Сигнал” (Ровно) в сезоне 1985 года:
№
п/п
|
Дата
|
Город
|
Матч
|
Счёт
|
Гонщики,
количество гонок, очки
|
||||||||||
Виктор Кузнецов
|
Владимир Трофимов
|
Игорь Зверев
|
Игорь Марко
|
Анатолий Жабчик
|
Виктор Сурхаев
|
Александр Кришталь
|
Олег Немчук
|
Вячеслав Чмут
|
Сергей Тершак
|
Валерий Соколовский
|
|||||
8
|
13
|
14
|
8
|
11
|
12
|
11
|
10
|
6
|
6
|
1
|
|||||
1.
|
11.05.1985
|
Ровно
|
Сигнал – Баррикада
|
78:30
|
18
|
13
|
11
|
–
|
14
|
16
|
6
|
Н/С
|
Н/С
|
–
|
–
|
2.
|
18.05.1985
|
Донецк
|
Донбасс – Сигнал
|
25:82
|
18
|
17.5
|
10.5
|
–
|
14
|
14
|
4
|
2
|
2
|
–
|
–
|
3.
|
01.06.1985
|
Ровно
|
Сигнал – Локомотив
|
84:24
|
15
|
13
|
13
|
11
|
13
|
13
|
3
|
3
|
–
|
–
|
–
|
4.
|
06.07.1985
|
Ровно
|
Сигнал – Тайфун
|
85:23
|
15
|
11
|
15
|
–
|
15
|
2
|
8
|
11
|
–
|
8
|
–
|
5.
|
16.07.1985
|
Даугавпилс
|
Локомотив – Сигнал
|
60:47
|
–
|
12
|
17
|
–
|
–
|
13
|
2
|
0
|
0
|
3
|
Н/С
|
6.
|
20.07.1985
|
Ленинград
|
Баррикада – Сигнал
|
54:54
|
–
|
–
|
14
|
15
|
13
|
5
|
3
|
–
|
–
|
4
|
–
|
7.
|
27.07.1985
|
Ровно
|
Сигнал – Донбасс
|
85:23
|
–
|
9
|
15
|
15
|
13
|
13
|
6
|
6
|
–
|
8
|
–
|
8.
|
03.08.1985
|
Ровно
|
Сигнал – Турбина
|
57:51
|
17
|
11
|
14
|
–
|
4
|
8
|
1
|
2
|
–
|
Н/С
|
–
|
9.
|
10.08.1985
|
Черкесск
|
Цементник – Сигнал
|
42:65
|
18
|
12
|
17
|
–
|
9
|
8
|
1
|
0
|
–
|
0
|
–
|
10.
|
14.08.1985
|
Элиста
|
Тайфун – Сигнал
|
27:80
|
–
|
14
|
12
|
12
|
13
|
12
|
8
|
6
|
3
|
–
|
–
|
11.
|
20.08.1985
|
Балаково
|
Турбина – Сигнал
|
60:48
|
–
|
5
|
15
|
14
|
11
|
2
|
–
|
1
|
0
|
–
|
–
|
12.
|
30.08.1985
|
Ровно
|
Сигнал – Цементник
|
84:23
|
–
|
15
|
15
|
18
|
15
|
14
|
4
|
–
|
3
|
–
|
–
|
13.
|
05.10.1985
|
Тольятти
|
Финал 1
|
37
|
9
|
9
|
11
|
8
|
Н/С
|
Н/С
|
–
|
–
|
–
|
–
|
–
|
14.
|
06.10.1985
|
Тольятти
|
Финал 2
|
25
|
5
|
7
|
7
|
6
|
Н/С
|
Н/С
|
–
|
–
|
–
|
–
|
–
|
Всего:
|
8
|
14
|
911 – 442
|
115
|
148.5
|
186.5
|
99
|
134
|
120
|
46
|
31
|
8
|
23
|
Н/С
|
Игорь Зверев – единственный
гонщик ровенчан, кто в командном чемпионате СССР провёл все 14 гонок в составе команды
„Сигнал” (Ровно), стартовал во всех 80 заездах, набрал 186.5 очков, СРЗ – 2.33,
СРГ – 13.32.
Теперь ровенчанам предстояло ещё
выступить в двух личных финалах, которые через неделю после Тольятти
состоялись: в Ровно – среди взрослых гонщиков, в Черкесске – среди
юниоров. И в них стартовало по 3
гонщиков чемпиона в каждом!
В команде "Башкирия" под №14 выступал Геннадий Воробьев.
ВідповістиВидалити