День
рождения Мастера
Сегодня хочу рассказать об одном
гонщике, о котором большинство любителей спидвея знают много и немало слышали о
нём, тем более что его достижения очень значительны. Его имя и фамилию вы,
уважаемые поклонники „чёрного” спорта, узнаете чуть ниже, если, конечно, сами
не догадаетесь, о ком идёт речь. А она пойдёт о личных соревнованиях давно
минувших дней, о которых мало кто знает, и большинство из вас даже не
подозревает, что такого рода состязания проводились когда-то в СССР…
Итак, чемпионат в том далёком году,
который, т.е. год, имеет непосредственное отношение к нашему герою, проводился
в августе на треке вдалеке от его родного стадиона. И выступали в нём не самые
именитые гонщики страны, но таков был ранг и статус двухдневной гонки.
Информация об этом мне пришла 5 лет назад из Англии, где совсем не случайно
оказалась программка тех гонок. Не могу точно сказать, каким по счёту был
чемпионат в том году, но точно не первый, и не второй.
Стартовые номера гонщиков в первый и
второй день соревнований были разными. И если в субботу наш герой стартовал в
первом заезде, то в воскресенье он выезжал на дорожку в заключительном старте
основной сетки – без дополнительного заезда за призовые места не обошлось.
В первый день гонщик набрал 6 пунктов, и
делил 9-12 места с 3 гонщиками (один представлял хозяев трека, другой –
солнечную республику на Кавказе, третий – Среднюю Азию). Во второй день
результат был получше – 10 завоёванных пунктов, в сумме – 16 очков, и итоговое
7-е место. Его товарищ по команде, вместе с которым весной стояли на пьедестале
почёта по результатам личного чемпионата республики, также набрал 16 пунктов,
но расположился выше. В предпоследней серии заездов второго дня нашему герою
удалось выиграть у победителя тех соревнований, кстати, выигравшему за 2 дня
гонок 9 заездов из 10.
Тот год был удачным для нашего гонщика,
он уверенно выступал в чемпионате страны, помог своей команде вернуться в
эшелон сильнейших клубов, стабильно выступал в личных соревнованиях, становился
победителем отдельных из них, в том числе, и международных.
На следующий год он дебютировал в личном
чемпионате мира и стартовал в них на протяжении 13 сезонов (за исключением
одного года, когда его родная команда вынуждена была сняться с розыгрыша). Трижды
подряд он выступал в финалах личного чемпионата мира и завоевал во всех 38 гонках на 25 треках 11 стран Европы (320 + 6) очков. В командных чемпионатах мира за 11 лет выступлений
он 5 раз выступал в финалах,
завоевав 4 медали – 3 серебряные и 1 бронзовую. На всех этапах командного чемпионата мира он в 26 гонках на 20 треках 8 стран Европы завоевал всего (167 + 2) пунктов, в том числе, в 5 финалах – 27 пунктов – наибольший показатель среди советских
гонщиков.
А затем наступила новая эпоха в его спортивной
жизни – он стал тренером родной команды. И совсем скоро привёл её к победам в
чемпионате страны. То, что ему не удалось достичь как гонщику, покорилось как
тренеру, и это приносило ещё большую радость, ведь десятки тысяч болельщиков,
посещавших в те годы соревнования на родном, но уже новом мототреке,
поддерживали их всех. Такого подъёма спидвей никогда не знал в его родном
городе.
Прошли годы, уходят его друзья, с
которыми довелось выступать десятки лет на гаревых дорожках большой страны,
выросли дети, растут внуки, а любовь к спидвею осталась на всю жизнь. И каждый
раз, когда я вижусь с ним, первый вопрос всегда касается одного – „Что там
нового в спидвейном мире?!”.
А теперь, друзья, если Вы ещё не
догадались, о ком идёт речь, я называю его имя и фамилию.
На фото (из личного архива Павла Корнелюка): полуфинал личного чемпионата мира. Ровно. 25 июня 1989 года. Виктор Трофимов, Владимир Трофимов и Григорий Хлыновский.
Конечно, это трёхкратный серебряный и
бронзовый призёр командных чемпионатов мира в составе сборной СССР, мастер
спорта СССР международного класса, заслуженный тренер Украины, Григорий Хлыновский.
Соревнования, о которых шла речь выше,
уже давно не проводятся, это – личный чемпионат Вооружённых Сил СССР в гонках
по гаревой дорожке. Место проведения – Новосибирск, 17-18 августа 1968 года. А
товарищ по команде, вместе с которым Григорий Хлыновский тогда выступал –
Анатолий Раевский. Они тогда завершали юниорский свой период, выступая вдвоём и
в личном чемпионате Украины, и в личном чемпионате СССР среди юниоров, и в
чемпионате „Вооружёнки” (так сами гонщики называли этот чемпионат). А в родной
„Радуге”, опустившейся на один сезон в класс „Б”, в 1968 году Григорий
Хлыновский и Анатолий Раевский стабильно возили победы, и наша команда в тот
год вернулась в класс сильнейших. Сам же Григорий Хлыновский выступил блестяще,
проведя в „Радуге” за сезон 13 гонок, в 9 из них он выиграл все заезды,
завоевав, таким образом, 9 комплектов (по 12 очков). Не думаю, что кто-нибудь
из гонщиков может предоставить такой послужной список!
На фото (из личного архива Павла Корнелюка): Валерий Гордеев, Григорий Хлыновский и Виктор Сурхаев. Ровно.
И повод говорить о Григории Хлыновском сегодня,
11 ноября 2015 года, более чем достаточный. Нашему мэтру исполнилось 68 лет! Поэтому рассказ и шёл о почти неизвестной гонке 1968 года.
На фото: Григорий Хлыновский с наградой Ровенского областного совета к 65-летию со Дня рождения и Леонид Шмарчук. Ноябрь 2012 года.
От имени ветеранов ровенского спидвея искренне
поздравляю Григория Александровича Хлыновского с Днём рождения и желаю ему и всем его родным
и близким крепкого здоровья, удачи, мира, тепла, и новых свершений на благо
любимого спидвея!
Немає коментарів:
Дописати коментар