22 березня 2016 р.

Лешно – Ровно. 2016 год.

Лешно – Ровно. 2016 год.

На слуху у ровенских болельщиков всё межсезонье 2016 года был и остаётся Виктор Трофимов-младший, который подписал контракт с клубом польской Экстралиги „Уния” (Лешно), а чуть позже был отдан в аренду в Краков. Всю зиму и в начале весны многие болельщики спидвея активно обговаривали эти новости, даже лидер культовой польской рок-группы Budka Suflera (сам слушал её часто в 70-80-х годах, да и сейчас иногда слушаю) Кшиштоф Цуговски категорично высказался по этому поводу на портале polskizuzel:

http://www.polskizuzel.pl/zuzlowe-tango-wolalbym-zeby-nasze-kluby-inwestowaly-w-polakow/ 


Вообще-то, тема Лешно для знатоков спидвея со стажем всегда была популярной, ведь в Ровно очень часто выступали гонщики этой команды, а тогдашний её менеджер Януш Новицки (на фото) привозил к нам на соревнования не только свою команду, но и польских юниоров на гонки „Кубка Дружбы” социалистических стран [напомню, что в Ровно прошли такие турниры в 1984, 1986 (на фото) и 1989 гг.] и с польскими гонщиками приезжал на официальные гонки личного чемпионата мира. А в 1987 году на нашем треке состоялась „великая битва” чемпионов Польши и СССР того года – „Уния” (Лешно) и „Сигнал” (Ровно), когда на неанонсированную встречу собрался полный мототрек, и гости в бескомпромиссной борьбе одолели ровенчан 43:47. Лучшими в составе своих команд были Роман Янковски (14 очков), Зенон Каспчак (13 очко), Виктор Кузнецов (14 очков) и Анатолий Жабчик (9 очков). Первые три гонщика выступали на мотоциклах с двигателями Godden, все остальные – на Jawa



Поэтому Лешно и Ровно давно связывают особые узы спидвейной дружбы. 
Не случайно Владимир Трофимов уже столько лет имеет в Лешно хорошую репутацию, поддержку и понимание. Поэтому и сын Виктор воспитывался на таких положительных моментах и традициях, и сам „влюбился” в Лешно и в легендарную команду. Многие польские фанаты спидвея сейчас тоже активно обговаривают вопрос о принятии Виктором польского гражданства, приводя свои аргументы „за” и „против”. Сравнивают ситуацию Виктора Трофимова-младшего с Локтаевым и Холтой. Но они не понимают главного: спидвейная жизнь нашего юниора неразрывно связана со всей остальной активной жизнью, какая есть у каждого человека, и давайте уважать этот выбор. И своему сыну Владимир Трофимов привил это всё в комплексе, и мы все надеемся, что у Виктора много получится в будущем!

…Пару дней назад попалась мне в руки давно лежащая в архиве программка гонки континентального финала личного чемпионата мира, проходившая 13 июня 1987 года в Лешно. Тогда был лучший сезон Владимира Трофимова в личном чемпионате мира.


После тяжёлой, мокрой и драматической гонки в Ровно, где в последний день весны проходил один из четвертьфиналов личного чемпионата мира, Владимир Трофимов попадает в полуфинал в Лешно вместе с остальными тремя нашими гонщиками (отборочный цикл начинало 9 советских спортсменов).



А ведь в Ровно, под аккомпанемент непрерывного дождя, один из лидеров „Сигнала”, после первых двух серий не имел ни одного очка на своём счету: в первом заезде Владимир Трофимов лидировал, но отказал двигатель (карбюратор), и досадный сход. Дуэт итальянских гонщиков – Джорджио Зарамелла и Паоло Сальвателли (на фото, тренировка), были этому несказанно рады и в таком порядке финишировали. 


Во второй серии заездов Владимир Трофимов стартовал вместе с Валерием Гордеевым, Романом Матоушеком и представителем „Унии” (Лешно) Дариушем Балински. В борьбе с чехословацким гонщиком за первое место в первом вираже второго круга мотоцикл Владимира Трофимова разворачивает, и он падает. Потом была третья серия заездов, удачная для ровенчанина, а дальше – могло всё закончиться, и дождь всё больше делал плохого для дорожки мототрека. После 12-го заезда руководители делегаций Италии, Чехословакии и Польши (Януш Новицки, кстати), обращаются к главному судье гонки с требованием прекратить четвертьфинал и засчитать результаты, определив восьмёрку полуфиналистов по трём сериям заездов (в этом случае в полуфинал проходили чехословацкие гонщики Роман Матоушек, Иржи Свобода и Зденек Тесарж, два польских гонщика Войцех Жабялович и Гжегож Дзиковски, два итальянца – Джорджио Зарамелла и Паоло Сальвателли, и только один представитель СССР – Валерий Гордеев). 



Югославский арбитр Алоиз Шестан такое право имел, ведь это предусмотрено было тогдашними правилами FIM, да и сейчас оно действует. После некоторых минут раздумий он предложил организаторам соревнований поработать с дорожкой и… продолжить гонку. На трибунах зрители оставались до конца, мокли под зонтиками и без них, но не уходили с трека. Позже Алоиз Шестан сказал, что благодаря болельщикам он и принял такое решение, ведь гонка, в первую очередь, для них, и такой преданностью спидвею пренебрегать нельзя. Такое же мнение выразил и представитель FIM, спортивный комиссар из Дании Оле Хансен, который поблагодарил организаторов за отличное проведение четвертьфинала, несмотря на погоду и отметил, что у ровенских зрителей фанатичная любовь к этому виду мотоспорта.


Таким образом, гонка продолжилась, и Владимир Трофимов достойно её завершил двумя победами в 13-м и 17-м заездах, набрал 9 пунктов и попал в заветную восьмёрку (7-е место). Напомню, что в гонке в Ровно должен был выступать ещё один представитель „Унии” (Лешно) – Зенон Каспчак (на фото), на то время самый сильный 


спортсмен из всех пяти поляков, участвовавших в ровенском четвертьфинале (команда из Лешно на то время провела в чемпионате Польши 6 гонок, все выиграла, на счету у Каспчака было 5 комплектов, к тому же – новый рекорд трека в Лешно, установленный 8 апреля 1987 года в товарищеской встрече сборных Польши и Швеции), но за 10 дней до этого (20 мая 1987 года в выездной гонке в Торуни) он получил травму и не смог выступить в Ровно, вместо него стартовал Здислав Рутецки. Это отмечал в своём интервью руководитель польской делегации Януш Новицки, назвав вместе с плохой погодой и то, что это был не „наш” день. В итоге в полуфинал вышли все те, кто туда попал бы после 12 заездов, только вместо итальянского гонщика Паоло Сальвателли (стал запасным полуфинала после дополнительного заезда с Гжегожем Дзиковски, проиграв ему) в Лешно вышел наш Владимир Трофимов.


И вот полуфинал в Лешно, 13 июня 1987 года. Все четверо советских гонщика – Владимир Трофимов, Валерий Гордеев, Виктор Кузнецов и Михаил Старостин (вышли из четвертьфинала в Дебрецене, заняв там 2-е и 1-е место соответственно), выступают в одном полуфинале на стадионе имени Альфреда Смочика.
Почти 25 тыс. зрителей поддерживали лидера „Унии” Романа Янковски (на фото), он был единственным поляком из всего польского квартета, кто выступал у себя „дома”, другие гонщики представляли соответственно клубы: Войцех Жабялович – „Апатор” (Торунь) и Януш Стахыра – „Сталь” (Жешув). И он оправдал их надежды – Роман набрал 14 очков и занял 1-е место, проиграл только в 9-м заезде Войцеху Жабяловичу. Лучшим из нашего квартета оказался Владимир Трофимов – 11 набранных очков и в дополнительном заезде за 3-е место с венгерским спортсменом Золтаном Адорьяном, он финиширует вторым. Итоговое 4-е место даёт право на выступление в финале континента в Лониго. Михаил Старостин с 10 пунктами был 6-м и также вышел в итальянский финал. Неудачно выступил Виктор Кузнецов и Валерий Гордеев: ровенчанин набрал только 7 пунктов и стал резервным гонщиком в Лониго, а балаковец с 6 очками занял 11-е место.


Успех Владимира Трофимова был заложен уже в первом же его заезде, когда он выиграл у Жабяловича, Дзиковски и Гордеева. Потом было два вторых места – уступил только Адорьяну (Старостин третий, Стахыра – четвёртый) и Тихани (Зарамелла – третий, Фамари – четвёртый). В самом сложном заезде – 15-м, Владимир проигрывает Янковски и Матоушеку, финиширует третьим, Свобода – четвёртый. И в 20-м заезде блестяще выигрывает у Шнайдервинда, Кузнецова и Тесаржа. Небольшой перерыв перед дополнительным заездом с Адорьяном не позволил хорошо подготовиться, и венгр, отдыхавший после 17-го заезда, стал третьим призёром в Лешно, к тому же, Адорьян тогда дважды улучшал рекорд трека.

Ровенские гонщики до этого в Лешно в официальных гонках чемпионата мира выступали дважды: в 1981 году также в полуфинале континента личного чемпионата мира Григорий Хлыновский с 10 очками был 7-м (пять раз финишировал вторым), а в 1982 году, тогда ещё новосибирец, Виктор Кузнецов, в континентальном финале личного чемпионата мира с 7 очками был 9-м.

Если говорить о товарищеских встречах, то первым из ровенчан, кто опробовал дорожку трека в Лешно, был Евгений Михель (на фото  второй слева), на то время проходивший срочную службу в армии и выступавший за команду СКА (Львов). После серебра командного чемпионата СССР 1966 года его пригласили в сборную страны, и он провёл в польском турне 7 гонок в Польше в составе команды ЦАМК (юниоры). Встреча в Лешно 9 октября 1966 года была выиграна гостями со счётом 38:40, и в активе Евгения Михеля было 7 очков.



Годом позже в Лешно стартовал и Виктор Иванович Трофимов. 
Было это в традиционном турне сборной СССР в октябре 1967 года. 
Тогда бронзовые призёры командного чемпионата мира провели в Польше 6 встреч, и ни одной не выиграли.


В Лешно 22 октября была серьёзная гонка и шла упорная борьба в каждом заезде, но усилий только двух гонщиков – Игоря Плеханова и нового чемпиона СССР в личном зачёте  Виктора Трофимова, набравших каждый по 14 очков в 5 заездах, оказалось мало, и хозяева, в составе которых был только один серебряный призёр командного чемпионата мира того года – Анджей Погожельски (он, кстати, в Мальмё выступил неудачно), выиграли 41:37.

Такие вот воспоминания о Лешно и Ровно в прошлом.

Что будет в будущем? Ждём, надеемся и верим!

Большая благодарность Евгению Самусенко, Павлу Корнелюку (оба  Ровно), Александру Михайлову (Москва) и другим фотографам и фанатам спидвея, чья помощь была использована во время подготовки этого материала.

1 коментар:

  1. Игорь, очень прошу разрешить использовать этот материал для статии на ВП СпортовеФакты. Яцек

    ВідповістиВидалити