Лешно – Ровно. 2016 год.
На
слуху у ровенских болельщиков всё межсезонье 2016 года был и остаётся Виктор
Трофимов-младший, который подписал контракт с клубом польской Экстралиги „Уния”
(Лешно), а чуть позже был отдан в аренду в Краков. Всю зиму и в начале весны
многие болельщики спидвея активно обговаривали эти новости, даже лидер культовой польской рок-группы „Budka Suflera” (сам слушал её часто в 70-80-х годах, да и сейчас иногда слушаю) Кшиштоф Цуговски категорично высказался по этому поводу на портале polskizuzel:
http://www.polskizuzel.pl/zuzlowe-tango-wolalbym-zeby-nasze-kluby-inwestowaly-w-polakow/
http://www.polskizuzel.pl/zuzlowe-tango-wolalbym-zeby-nasze-kluby-inwestowaly-w-polakow/
Вообще-то, тема
Лешно для знатоков спидвея со стажем всегда была популярной, ведь в Ровно очень
часто выступали гонщики этой команды, а тогдашний её менеджер Януш Новицки (на фото) привозил к нам на соревнования не только свою команду, но и польских юниоров на
гонки „Кубка Дружбы” социалистических стран [напомню, что в Ровно прошли такие
турниры в 1984, 1986 (на фото) и 1989 гг.] и с польскими гонщиками приезжал на
официальные гонки личного чемпионата мира. А в 1987 году на нашем треке
состоялась „великая битва” чемпионов Польши и СССР того года – „Уния” (Лешно) и
„Сигнал” (Ровно), когда на неанонсированную встречу собрался полный мототрек, и
гости в бескомпромиссной борьбе одолели ровенчан 43:47. Лучшими в составе своих команд были Роман Янковски (14
очков), Зенон Каспчак (13 очко), Виктор Кузнецов (14 очков) и Анатолий Жабчик
(9 очков). Первые три гонщика выступали на мотоциклах с двигателями Godden, все остальные – на Jawa…
Поэтому
Лешно и Ровно давно связывают особые узы спидвейной дружбы.
Не случайно
Владимир Трофимов уже столько лет имеет в Лешно хорошую репутацию, поддержку и
понимание. Поэтому и сын Виктор воспитывался на таких положительных моментах и традициях, и
сам „влюбился” в Лешно и в легендарную команду. Многие польские фанаты спидвея
сейчас тоже активно обговаривают вопрос о принятии Виктором польского
гражданства, приводя свои аргументы „за” и „против”. Сравнивают ситуацию
Виктора Трофимова-младшего с Локтаевым и Холтой. Но они не понимают главного:
спидвейная жизнь нашего юниора неразрывно связана со всей остальной активной
жизнью, какая есть у каждого человека, и давайте уважать этот выбор. И своему
сыну Владимир Трофимов привил это всё в комплексе, и мы все надеемся, что у
Виктора много получится в будущем!
…Пару
дней назад попалась мне в руки давно лежащая в архиве программка гонки
континентального финала личного чемпионата мира, проходившая 13 июня 1987 года
в Лешно. Тогда был лучший сезон Владимира Трофимова в личном чемпионате мира.
После тяжёлой, мокрой и драматической гонки в Ровно, где в последний день весны
проходил один из четвертьфиналов личного чемпионата мира, Владимир Трофимов
попадает в полуфинал в Лешно вместе с остальными тремя нашими гонщиками
(отборочный цикл начинало 9 советских спортсменов).
А
ведь в Ровно, под аккомпанемент непрерывного дождя, один из лидеров „Сигнала”,
после первых двух серий не имел ни одного очка на своём счету: в первом заезде
Владимир Трофимов лидировал, но отказал двигатель (карбюратор), и досадный
сход. Дуэт итальянских гонщиков – Джорджио Зарамелла и Паоло Сальвателли (на фото, тренировка), были
этому несказанно рады и в таком порядке финишировали.
Во второй серии заездов
Владимир Трофимов стартовал вместе с Валерием Гордеевым, Романом Матоушеком и
представителем „Унии” (Лешно) Дариушем Балински. В борьбе с чехословацким
гонщиком за первое место в первом вираже второго круга мотоцикл Владимира
Трофимова разворачивает, и он падает. Потом была третья серия заездов, удачная
для ровенчанина, а дальше – могло всё закончиться, и дождь всё больше делал
плохого для дорожки мототрека. После 12-го заезда руководители делегаций
Италии, Чехословакии и Польши (Януш Новицки, кстати), обращаются к главному
судье гонки с требованием прекратить четвертьфинал и засчитать результаты,
определив восьмёрку полуфиналистов по трём сериям заездов (в этом случае в
полуфинал проходили чехословацкие гонщики Роман Матоушек, Иржи Свобода и Зденек
Тесарж, два польских гонщика Войцех Жабялович и Гжегож Дзиковски, два итальянца
– Джорджио Зарамелла и Паоло Сальвателли, и только один представитель СССР –
Валерий Гордеев).
Югославский арбитр Алоиз Шестан такое право имел, ведь это
предусмотрено было тогдашними правилами FIM,
да и сейчас оно действует. После некоторых минут раздумий он предложил
организаторам соревнований поработать с дорожкой и… продолжить гонку. На
трибунах зрители оставались до конца, мокли под зонтиками и без них, но не
уходили с трека. Позже Алоиз Шестан сказал, что благодаря болельщикам он и
принял такое решение, ведь гонка, в первую очередь, для них, и такой
преданностью спидвею пренебрегать нельзя. Такое же мнение выразил и
представитель FIM, спортивный комиссар из Дании Оле Хансен, который
поблагодарил организаторов за отличное проведение четвертьфинала, несмотря на
погоду и отметил, что у ровенских зрителей фанатичная любовь к этому виду мотоспорта.
Таким
образом, гонка продолжилась, и Владимир Трофимов достойно её завершил двумя
победами в 13-м и 17-м заездах, набрал 9 пунктов и попал в заветную восьмёрку
(7-е место). Напомню, что в гонке в Ровно должен был выступать ещё один
представитель „Унии” (Лешно) – Зенон Каспчак (на фото), на то время самый сильный
спортсмен из всех пяти поляков, участвовавших в ровенском четвертьфинале (команда из Лешно на то время провела в чемпионате Польши 6 гонок, все выиграла, на счету у Каспчака было 5
комплектов, к тому же – новый рекорд трека в Лешно, установленный 8 апреля 1987
года в товарищеской встрече сборных Польши и Швеции), но за 10 дней до этого (20
мая 1987 года в выездной гонке в Торуни) он получил травму и не смог выступить
в Ровно, вместо него стартовал Здислав Рутецки. Это отмечал в своём интервью
руководитель польской делегации Януш Новицки, назвав вместе с плохой погодой и
то, что это был не „наш” день. В итоге в полуфинал вышли все те, кто туда попал
бы после 12 заездов, только вместо итальянского гонщика Паоло Сальвателли (стал
запасным полуфинала после дополнительного заезда с Гжегожем Дзиковски, проиграв
ему) в Лешно вышел наш Владимир Трофимов.
И
вот полуфинал в Лешно, 13 июня 1987 года. Все
четверо советских гонщика – Владимир Трофимов, Валерий Гордеев, Виктор Кузнецов
и Михаил Старостин (вышли из четвертьфинала в Дебрецене, заняв там 2-е и 1-е
место соответственно), выступают в одном полуфинале на стадионе имени Альфреда
Смочика.
Почти
25 тыс. зрителей поддерживали лидера „Унии” Романа Янковски (на фото), он был
единственным поляком из всего польского квартета, кто выступал у себя „дома”,
другие гонщики представляли соответственно клубы: Войцех Жабялович – „Апатор”
(Торунь) и Януш Стахыра – „Сталь” (Жешув). И он оправдал их надежды – Роман
набрал 14 очков и занял 1-е место, проиграл только в 9-м заезде Войцеху
Жабяловичу. Лучшим из нашего квартета оказался Владимир Трофимов – 11 набранных
очков и в дополнительном заезде за 3-е место с венгерским спортсменом Золтаном
Адорьяном, он финиширует вторым. Итоговое 4-е место даёт право на выступление в
финале континента в Лониго. Михаил Старостин с 10 пунктами был 6-м и также
вышел в итальянский финал. Неудачно выступил Виктор Кузнецов и Валерий Гордеев:
ровенчанин набрал только 7 пунктов и стал резервным гонщиком в Лониго, а
балаковец с 6 очками занял 11-е место.
Успех
Владимира Трофимова был заложен уже в первом же его заезде, когда он выиграл у
Жабяловича, Дзиковски и Гордеева. Потом было два вторых места – уступил только
Адорьяну (Старостин третий, Стахыра – четвёртый) и Тихани (Зарамелла – третий,
Фамари – четвёртый). В самом сложном заезде – 15-м, Владимир проигрывает
Янковски и Матоушеку, финиширует третьим, Свобода – четвёртый. И в 20-м заезде
блестяще выигрывает у Шнайдервинда, Кузнецова и Тесаржа. Небольшой перерыв
перед дополнительным заездом с Адорьяном не позволил хорошо подготовиться, и
венгр, отдыхавший после 17-го заезда, стал третьим призёром в Лешно, к тому же,
Адорьян тогда дважды улучшал рекорд трека.
Ровенские гонщики до этого в Лешно в официальных гонках чемпионата мира выступали дважды: в 1981 году также в
полуфинале континента личного чемпионата мира Григорий Хлыновский с 10 очками
был 7-м (пять раз финишировал вторым), а в 1982 году, тогда ещё новосибирец, Виктор Кузнецов, в континентальном финале
личного чемпионата мира с 7 очками был 9-м.
Если
говорить о товарищеских встречах, то первым из ровенчан, кто опробовал дорожку
трека в Лешно, был Евгений Михель (на фото – второй слева), на то время проходивший срочную службу в
армии и выступавший за команду СКА (Львов). После серебра командного чемпионата
СССР 1966 года его пригласили в сборную страны, и он провёл в польском турне 7
гонок в Польше в составе команды ЦАМК (юниоры). Встреча в Лешно 9 октября 1966
года была выиграна гостями со счётом 38:40, и в активе Евгения Михеля было 7
очков.
Годом позже в Лешно стартовал и Виктор
Иванович Трофимов.
Было это в традиционном турне сборной СССР в октябре 1967
года.
Тогда бронзовые призёры командного чемпионата мира провели в Польше 6
встреч, и ни одной не выиграли.
В Лешно 22 октября была серьёзная гонка и шла
упорная борьба в каждом заезде, но усилий только двух гонщиков – Игоря
Плеханова и нового чемпиона СССР в личном зачёте – Виктора Трофимова, набравших каждый по 14 очков в 5 заездах,
оказалось мало, и хозяева, в составе которых был только один серебряный призёр
командного чемпионата мира того года – Анджей Погожельски (он, кстати, в Мальмё
выступил неудачно), выиграли 41:37.
Такие
вот воспоминания о Лешно и Ровно в прошлом.
Что
будет в будущем? Ждём, надеемся и верим!
Большая благодарность Евгению Самусенко, Павлу Корнелюку (оба – Ровно), Александру Михайлову (Москва) и другим фотографам и фанатам спидвея, чья помощь была использована во время подготовки этого материала.
Игорь, очень прошу разрешить использовать этот материал для статии на ВП СпортовеФакты. Яцек
ВідповістиВидалити