18 червня 2017 р.

Одесса. Ипподром. Немного истории.

Будучи этим летом в Одессе, не мог не посетить знаменитый одесский ипподром. И прежде всего потому, что на нём долгое время проводились, кроме соревнований по конному спорту, и мотоциклетные гонки. Первые проводятся и сейчас, а мотогонки – это уже история. 



На одесском ипподроме выступали многие ровенские мотогонщики, начиная от пионера ровенского спидвея Ивана Радионовича Хорвата, Виктора Ивановича Трофимова, Бориса Горки, Бориса Фидруса, Владимира Будаговского, Виктора Оверчука, Веры Раевской, Анатолия Раевского, Николая Кальчука, Леонида Шмарчука, Владимира Казакова, Бориса Солимчука, Владимира Симака, Олега Максимюка, Александра Коршакова (на фото), Виктора Сурхаева, Александра Закусило, и заканчивая Владимиром Трофимовым, Игорем Бурцом, Петром Брыцюком, Александром Мурашко, Анатолием Жабчиком, Александром Кришталем.


Свой отсчёт времени одесский ипподром, расположенный рядом с Фонтанской дорогой, начал в 1890 году, и функционировал как спортивный объект всегда, за исключением небольшого периода (в 1933-34 гг. и во время второй мировой войны).

На одесском ипподроме начинал свою спортивную карьеру известный одесский гонщик, легенда одесского, украинского и советского мотоспорта, ученик другого известного одессита Фёдора Шахматова – Леонид Дробязко.


Ещё во второй половине 50-х годов прошлого столетия арена одесского ипподрома стала организатором соревнований по ипподромным мотогонкам (ІІІ кубок ЦК ДОСААФ СССР), финал которых состоялся в октябре 1957 года. А в конце августа 1959 года здесь прошёл финал первого лично-командного чемпионата СССР по мотоциклетным гонкам на ипподроме. Появилась целая плеяда выдающихся спортсменов, обладавших незаурядным мастерством, Среди них и одессит Леонид Дробязко, ставший в августе 1959 года и чемпионом Украины и чемпионом Советского Союза (в классе мотоциклов с объёмом цилиндров двигателя до 750 см3).

В Одессе были проведены и первые в Украине мотогонки по гаревой дорожке. Произошло это в том же 1959 году, только раньше вышеупомянутого чемпионата страны по ипподромным мотогонкам – 24-29 апреля. И в них также выступал Леонид Дробязко. Тогда весной 1959 года возникла необходимость отобрать первых советских гонщиков для участия в первых международных соревнованиях за рубежом, и первой страной, куда выехали наши спортсмены, должна была стать Чехословакия. Каким образом на карандаше у „отца” советского спидвея Владимира Карнеева возникла тогда Одесса – неизвестно, но факт остаётся фактом: 24 апреля 1959 года на дорожке одесского Центрального стадиона ЧГМП состоялась первая гонка. Можно себе представить, как эта дорожка была подготовлена – опыта у отечественных тренеров и специалистов было немного, да и самих тренеров можно было назвать с одного раза. Спортсменов пригласили в Одессу из 5 городов СССР, шестым была сама Одесса: из Уфы – Фарит Шайнуров, Борис Самородов, Николай Чернов; из Риги – Виктор Тягуненко; из Ленинграда – Юрий Бугров, Сергей Кадушкин, Андрей Дежинов, Генрих Лемберг; из Москвы – Георгий Плешаков, Виктор Кузнецов; из Таллина – Эгилс Янсон. И представлял Южную Пальмиру 22-летний воспитанник тренера Фёдора Шахматова Леонид Дробязко – высокий и красивый брюнет, даже немного не подходивший для такого вида спорта, как мотогонки на гаревой дорожке. Но Леонид Дробязко на то время зарекомендовал себя неплохо в ипподромных мотогонках, и его участие в соревнованиях в Одессе не вызывало никаких сомнений, несмотря на то, что он являлся самым молодым среди всех 12 участников гонок, вот, правда, новые и незнакомые мотоциклы – чехословацкие „ESO”, были ему ещё недоступны. Но  без одессита, такие гонки в Одессе просто не могли не состояться…

Все участники соревнований были не новичками в мотоспорте, и занимались, в основном, мотокроссом, а некоторые из них – ипподромными мотогонками, в том числе, и Леонид Дробязко, который к тому времени уже был чемпионом города в этом виде спорта, и мотогонками на ледовой дорожке, как, например, ленинградец Генрих Лемберг, выигрывавший к тому времени чемпионат Северной Пальмиры или москвич Виктор Кузнецов, дебютировавший в „зимнем” спидвее ещё в 1955 году.

Итоги гонок в Одессе, а их состоялось всего четыре, не изобилуют полными результатами, это ещё предстоит найти (надеюсь), но имена победителей известны:
24 апреля – Борис Самородов (Уфа);
25 апреля – Николай Чернов (Уфа);
28 апреля – Андрей Дежинов (Ленинград);
29 апреля – Виктор Кузнецов (Москва).
В итоге в Чехословакию в мае того же года должны были выехать вышеназванные победители, а также Георгий Плешаков, Фарит Шайнуров, Эгилс Янсон и Виктор Тягуненко. Но Борис Самородов так и не смог в  составе сборной гаревиков Советского Союза принять участие в её первом зарубежном турне на треках Брно и Копрживнице, так как в Одессе упал и сломал ногу. Леонид Дробязко же усиленно готовился к первым международным гонкам на территории СССР, состоявшихся в июне 1959 года в Уфе. Там он навсегда войдёт в историю советского спидвея…

Начинал в Одессе и другой знаменитый мотогонщик – Сергей Лятосинский (нынешний первый Вице-Президент Федерации мотоциклетного спорта Украины), который пришёл в спидвей в том же 1959 году и стал учеником Леонида Дробязко (фото из личного архива Николая Ермоленко):


Вот как об этом вспоминает сам Сергей Викторович, благодаря интервью, которое он дал 4 года назад главному архивариусу советского спидвея Николаю Ермоленко в Уфе: „… Сергей Лятосинский в юношестве успел попробовать себя в различных видах спорта, даже играл в юношеской футбольной команде „Локомотив”. Но, получив в 16 лет права, сразу же отправился в мотоклуб, где ему тут же выдали мотоцикл. Правда, в виде груды металлолома. Обучать новичка взялся Леня Дробязко, который был старше Лятосинского на семь лет. Ученик оказался талантливым механиком, и вскоре уже сопровождал популярного Дробязко на всех соревнованиях. Нетрудно заметить, что произошло это в том самом 1959 году, когда в Уфе состоялся первый чемпионат СССР по спидвею, в котором Дробязко занял третье место. А незадолго до этого, опять же на том самом уфимском стадионе „Динамо”, стал первым советским гонщиком, которому удалось попасть в призовую тройку на международных соревнованиях по спидвею. Механичая у Дробязко, Лятосинский начал тренироваться в мотокроссе. И весной следующего года вышел на свой первый старт...”.

К сожалению, спидвей в Одессе не прижился, и после апрельских гонок 1959 года, в Южной Пальмире остались только ипподромные мотогонки и длинный трек.

Одесса всегда манила своей романтичностью, морем и неповторимой атмосферой вольности, прекрасного и тем, чего нет нигде – свободой. Это ощущаешь сразу, как только приезжаешь в этот красивый и вечно молодой город. Даже несмотря на казусы, которые происходили со мной за два дня пребывания в Одессе постоянно, впечатления от визита в Южную Пальмиру только самые хорошие и положительные. Судите сами.




Так как билетов на прямой поезд в Одессу не было, пришлось ехать через Киев. Из Киева выехал поездом Интерсити в 16:40, приехал в Одессу в 23:38. На вокзале – только таксисты и бабушки, предлагающие самое дешёвое и наилучшее жильё (с их слов). Таксисты странно не встречают приехавших пассажиров и не предлагают свои услуги. Подошёл к целой череде таксистов – все заняты и ждут своих клиентов. Посоветовали подойти к Станиславу на белых „Жигулях”. Он оказался свободен и сообщил, что поедем хоть куда, но за 100 грн. Не вопрос, отвечаю, едем. 
Называю адрес, „ОК Одесса”, Гагаринское плато, 5.



Едем, Станислав рассказывает немного о себе, с 1973 года таксует, „Жигулям” не изменяет, забавные случаи из своей жизни таксиста поведал. Приезжаем, я расплачиваюсь, благодарю и иду по направлению к зданию, которое ночью не совсем хорошо проглядывается с Генуэзской улицы, где вышел из такси. Станислав уехал. Подхожу ближе и вижу, что это – Одесский региональный институт государственного управления при Президенте Украины. 


Да, совсем не то, что мне надо. Рядом – отель „Аркадия”, тоже не то. 


Спросил у молодого человека, проходившего рядом. Он отвечает, что „ОК Одесса” находится по этой же улице, но немного вперёд надо пройти и с противоположной стороны улицы, перед отелем „Гагаринн”. 




Выхожу ближе к проезжей части улицы, иду по направлению к своему отелю, и тут подлетает знакомое белое „Жигули” и Станислав радостно сообщает через открытое окно, что он меня не там высадил. И извиняясь, предлагает продолжить поездку. Через пару минут мы подъехали прямо к центральному входу в отель. Никаких дополнительных денег, естественно, Станислав не взял. Вот такая была история с моим приездом в Одессу…

Но теперь, собственно о самом одесском ипподроме. 
На второй день пребывания в Одессе, 14 июня 2017 года, после утреннего купания в море, я отправился к одесскому ипподрому пешком. Путь очень простой: по Генуэзской улице дошёл до площади 10 Апреля, 



там поворот налево на улицу Черняховского. И через три квартала поворот направо на Фонтанскую дорогу. 
По левой стороне, сразу за Военной академией, остановка трамвая №№ 17 и 18 „4-я станция Большого Фонтана”. И через парк налево выхожу к ипподрому – Фонтанская дорога, 6. 




Трамвай № 18 ходил и тогда, в 1959 году, когда в конце августа в Одессе проходил лично-командный чемпионат СССР по ипподромным мотогонкам, что и указано на афише (в оригинале – мотоциклетные гонки на ипподроме).


Одесский ипподром имеет три дорожки: внешнюю – скаковую (самая длинная), среднюю и внутреннюю. В те времена, когда проводились в Одессе ипподромные мотогонки и соревнования по длинному треку, длина внешней дорожки, а именно на ней выступали мотогонщики, составляла 1600 м, сейчас она увеличена до 1712 м.


Мотоциклы здесь давно не ездили, и вряд ли когда-нибудь уже и поедут...






Средняя дорожка:





На самую короткую дорожку не выходил, так как меня предупредили в администрации ипподрома, чтобы не мешать лошадям и спортсменам, которые в то время там тренировались...



Первый вираж:










При входе в первый вираж, с правой стороны, когда располагались гонщики, был закрытый парк. Сейчас там растут платаны:



А в 1985 году, эта стена выглядела примерно вот так (на дальнем плане):


На переднем плане  Леонид Дробязко и ровенчанин Владимир Казаков (из личного архива Владимира Александровича). Тогда в апреле 1985 года в Одессе проходил лично-командный чемпионат Украины по ипподромным мотогонкам и по длинному треку. Он оказался представительным, так как своих гонщиков делегировали 20 команд областей и г. Киев. В первые два дня соревнований определились призёры командного и одновременно четвертьфиналисты личного чемпионатов. Призовые места в командном зачёте распределились следующим образом:
1. Закарпатская область – 512 очков.
2. Ровенская область – 482 очка.
3. Волынская область – 424 очка.
Ровенчане, чемпиона Украины в командном зачёте прошлого сезона, в 1985 году отдали пальму первенства закарпатской команде.

Третий день определил призёров личного чемпионата. Он оказался удачным для ровенчан. На длинном треке чемпионский титул завоевал гонщик ровенского „Сигнала” Виктор Сурхаев. Медаль высшей пробы в классе мотоциклов с объёмом цилиндров двигателя до 250 см3 досталась Владимиру Казакову. Серебряные награды в классе мотоциклов с объёмом цилиндров двигателя до 175 см3 – у Владимира Будаговского, и в классе мотоциклов с объёмом цилиндров двигателя до 125 см3 среди женщин – у Веры Раевской...

Еще несколько фото с одесского ипподрома:













Покидая ипподром, Одессу, остались приятные воспоминания, и стало чуть грустно...


Немає коментарів:

Дописати коментар