14 марта 2014 года, четырёхкратному чемпиону СССР в командном зачёте [в составе команды „Сигнал” (Ровно) – 1985-1987 гг., в составе команды СКА-Конвейер (Львов) –
Многие болельщики спидвея знают и помнят известного гонщика, видели его неоднократно на гаревых дорожках мототреков, радовались прекрасным победам и стабильным выступлениям кумира. Не скрою, для меня Игорь Зверев также был любимым гонщиком. Таковым остаётся и сейчас. Поэтому размещаю здесь небольшую информацию о достижениях Игоря Зверева в спидвее (то, что известно). Материал уже был на Спидвей форуме и в некоторых печатных изданиях Украины, но я решил немного повториться и здесь, думаю никто не осудит.
...Когда 7 апреля 1984 года ровенская молодёжная газета „Зміна” накануне начала нового спидвейного сезона представляла команду ровенского „Сигнала”, читатели впервые увидели в её составе фамилию Игоря Зверева. У многих болельщиков ещё были свежи в памяти моменты двух гонок финала командного чемпионата СССР сезона прошедшего, 1983-го, года. Стоит напомнить, что 22 и 23 октября 1983 года на прекрасном новом ровенском мототреке состоялся впервые финал четырёх команд, в котором определился чемпион СССР и призёры командного чемпионата (в 1983-1986 гг. именно по такой формуле проходило определение чемпиона страны в командном чемпионате). Несмотря на отсутствие среди финалистов ровенской команды („Сигнал” в 1983 году выступал в первой лиге), интерес к соревнованиям был огромный. И вот именно тогда ровенские зрители впервые увидели Игоря Зверева (на фото), молодого воспитанника октябрьского спидвея, который внёс весомую часть в завоевание его Нефтяником” серебряных наград чемпионата СССР (впервые в истории команды) – из 50 серебряных очков на счету Игоря Зверева было 12 пунктов, причём в первый день финала восьмой номер октябрьского клуба смог одолеть лидеров соперников – Михаила Старостина (уфимская „Башкирия”) и Владимира Воронкова (ленинградская „Баррикада”).
Многие болельщики на трибунах тогда подумали о том, что такой одарённый гонщик мог бы выступать в Сигнале”... И это состоялось: чемпион страны среди юниоров 1983 года в личном зачёте был призван на срочную службу и стал выступать за ровенский клуб.
Вот как об этом писала газета Прикарпатского военного округа в статье И.Пазяка „Мастер спидвея”, рубрика „Ведущие спортсмены ПрикВО”:
„Тренер, внимательно осмотрев пришедшего, положил руку на его худенькое, по мальчишески острое, плечо, и заметил:
– Ты бы больше кушал, сынок, да поправлялся. Нам ведь нужны сильные парни.
Тяжелый комок подкатил к горлу, не давал дышать. Чтобы не разрыдаться, Игорь ушел. Но через несколько дней он вновь появился у трека. Гонщики колдовали у своих мотоциклов. Увлеченные работой, они не сразу заметили юношу: маленького, молчаливого, но очень проворного. Он всегда находился именно там, где нужна была помощь: то ключ подаст, то подсобит вовремя. В отличие от других, и это очень понравилось гонщикам, Игорь не выпрашивал руль. Парень ждал своего часа. Помог случай.
Как-то на тренировку не явился лидер команды. Его отсутствие изрядно разозлило спортсменов, готовившихся к ответственным соревнованиям. Чтобы не мешать своим присутствием, Игорь собрался было уйти, но его подозвал тренер и сказал:
– Ладно, сынок, попробуй. Только помни – это тебе не мопед. Тут тормоза нет. Резко дашь газу – не то, что через метровое ограждение перелетишь – за трибунами окажешься.
Последние слова потонули в грохоте машин. Подлетев к работающему мотоциклу, новичок медленно выехал на гаревую дорожку. Вдруг ему показалось, что трибуны мототрека заполнены зрителями. Неожиданно Игорь резко крутанул ручку газа на себя. Мотоцикл чуть было не встал на дыбы.
„Да, с таким „конем” шутки плохи”, – мелькнула мысль.
Проехав полкруга, юноша все-таки решил прокатиться с ветерком. Он прибавил газу. Машина, подчиняясь, мгновенно набрала скорость. Казалось, она только и ждала того момента, когда можно будет поработать на полных оборотах. К большому удивлению спортсменов, наблюдавших за этой сценой, юноша с „петушиным” весом не только сумел удержаться в седле мотоцикла, но успешно преодолел все четыре виража.
Вопреки ожиданиям, на сей раз тренер спокойно… заметил: „Я люблю смелых. Приходи, будем заниматься всерьез”.
Начались тренировки: тяжелые, изнурительные, с падениями, ушибами. Но Игорь не жаловался, не роптал на трудности. Все секреты гонщика-трековика Игорь Зверев освоил до завидного быстро, ускоренными, так сказать, темпами. Буквально через полгода ему разрешили выступать в официальных соревнованиях. Старт оказался удачным. Затем пришли другие победы: на чемпионатах страны, Европы среди юниоров. Вместе с Владимиром Трофимовым, Олегом Волоховым он выигрывает Кубок социалистических стран „Дружба-84”.
– Мне очень повезло, – говорит рядовой Зверев. – Меня призвали на действительную военную службу из далекой Башкирии в прославленный Прикарпатский военный округ, в Ровенский гарнизон, где спидвей имеет славные традиции. Постараюсь успешно защитить честь округа на всех соревнованиях. Мечтаю выступать не только на гаревой дорожке, но и в мотокроссе – чисто военно-прикладном виде спорта.
…Мотоцикл уносит юношу по гаревой дорожке к финишу. Оказавшись на более выгодной, ближней от поля дорожке, молодой гонщик контролирует ход поединка и выигрывает заезд. Диктор объявляет:
– Победу одержал Игорь Зверев.
Верится, что она в биографии молодого армейского спортсмена не последняя”.
Здесь стоит дополнить, что первым тренером Игоря Зверева был тренер команды мастеров Ринат Сулейманов.
Кратко вспомним достижения Игоря Зверева.
1981 год.
Выступает в высшей лиге в составе родной команды „Нефтяник” (Октябрьский).
Тольятти. 3 августа. Командный чемпионат СССР.
„Жигули” (Тольятти) – „Нефтяник” (Октябрьский) 47:55.
№ 10 Игорь Зверев (Сх, 0, И, 2, Сх, 1) = 3.
Октябрьский. 24-25 октября. Финал Кубка СССР (личный).
Набрал за 2 дня гонок 11 очков, занял 11-е место. В заездах был впереди Владимира Клычкова, Владимира Трофимова, Петра Беляева, Айрата Файзуллина, Фарита Калимуллина.
В конце сезона был приглашён в состав юниорской сборной СССР.
1982 год.
Дебют в соревнованиях на „Кубок Дружбы” социалистических стран, сборная СССР заняла 1-е место в командном зачёте. Игорь Зверев выступил в гонках на 5 этапах из семи, завоевал 66 пунктов.
Командный чемпионат СССР.
„Нефтяник” (Октябрьский), бронза.
Личный чемпионат СССР среди юниоров.
Полуфинал. Октябрьский. 26-27 июня.
Выиграл полуфинал с результатом 29 пунктов (14 + 15).
В финале в Даугавпилсе через две недели занял 7-е место (17 очков).
В полуфинале личного чемпионата Европы среди юниоров в Ньередьхазе (Венгрия) с 7 очками занял 11-е место.
1983 год.
Личный чемпионат СССР среди юниоров – чемпион страны (в полуфинале в Октябрьском – комплект, 15 очков; в финале в Балаково – 14 очков).
Командный чемпионат СССР (финальная пулька 4 клубов состоялась на ровенском мототреке 22-23 октября) – „серебро” (в финале набрал 12 очков из 50 командных).
1984 год.
Командный чемпионат СССР.
Переходит в „Сигнал” (Ровно). Дебют в „Сигнале” – 12 мая 1984 года в домашней гонке против ленинградской „Баррикады” – 50:57, Игорь Зверев набрал 11 очков в 6 стартах (на гонке присутствовало 15200 зрителей). Ровенчане в том чемпионате заняли 5-е место в западной зоне, набрав вместе с ленинградской „Баррикадой” и черкесским „Цементником” по 12 очков. Игорь Зверев провёл в составе команды 10 гонок, завоевал в них 129 пунктов (в среднем – 12.9 очков за гонку), стартовал в 60 заездах (в среднем – 2.15 очка в заезде), дважды набирал комплект – по 18 очков.
Личный чемпионат Европы среди юниоров (под эгидой FIM).
В полуфинале личного чемпионата Европы, который состоялся в Гожуве Велькопольском 30 июня 1984 года, Игорь Зверев выступал вместе с Игорем Марко. Тогда ещё червоноградец, Игорь Марко набрал 9 очков и занял 9-е место, а Игорь Зверев с 4 пунктами разместился только на 12-й позиции.
В 1984 году Игорь Зверев стал победителем „Кубка Дружбы” социалистических стран в личном зачёте – в семи гонках он набрал 74 пункта.
1985 год.
Командный чемпионат СССР.
Первое золото „Сигнала”, Игорь Зверев вместе с командой 5-6 октября в финале четырёх в Тольятти, стал самым результативным гонщиком чемпионов, набрав 18 очков. Всего в чемпионате он провёл 13 гонок, стартовал в 70 заездах, в которых набрал 188 пунктов (СРГ – 14.46, СРЗ – 2.69).
Личный чемпионат СССР.
Завоевав право выступать в финале взрослого чемпионата страны, Игорь Зверев выступил только в финале юниорского чемпионата СССР, но по-иному и не могло случиться. Календарь был составлен так, что финалы взрослого и юниорского чемпионатов СССР проходили в одни и те же дни – 12-13 октября 1985 года, но в разных городах, расстояние между которыми немалое – Ровно и Черкесск. И в Черкесск поехал сильнейший ровенский дуэт юниоров Игорь Зверев – Игорь Марко, плюс победитель донецкого полуфинала, ещё один ровенчанин Александр Кришталь. Марко и Зверев в итоге набрали на „Домбае” по 23 очка каждый, и в дополнительном заезде за 3-е место первым оказался Игорь Марко, Игорь Зверев занял общее 4-е место.
„Кубок Дружбы” социалистических стран.
Игорь Зверев выступает в четвёртом турнире подряд, в личном зачёте набрал 25 очков, выиграв этап турнира в Черкесске (на фото).
1986 год.
Командный чемпионат СССР.
Второе „золото” „Сигнала” и Игоря Зверева. Финал четырёх в Севастополе состоялся 18 октября. Наша команда набрала 38 пунктов, опередив „Жигули” на 15 очков. Игорь Зверев набрал 9 очков в 4 заездах, а в 3-м заезде установил новый рекорд севастопольского мототрека – 75.00 сек., улучшив прежнее достижение Михаила Старостина на 1 сек. Этот рекорд живет и поныне и побит будет ещё не скоро, ведь после 1991 года спидвей в Севастополе исчез…
Личный чемпионат СССР.
Игорь Зверев в полуфинале в Октябрьском в дополнительном заезде за 8-е место выиграл у балаковца Олега Волохова (в обоих гонщиков было по 8 очков), а в финале в Балаково он набрал 10 пунктов и занял 5-е место.
Личный чемпионат мира.
Игорь Зверев дебютировал в личном чемпионате мира среди взрослых 11 мая 1986 года, когда в отборочном раунде в Мишкольце (Венгрия) вместе с ещё тремя гонщиками он набрал по 10 очков каждый, и в дополнительном заезде за 3-е место он финишировал третьим после венгерского гонщика Йозефа Петриковича и Михаила Старостина, оставив позади себя немецкого гонщика Ханса Фалтермайера и заняв общее 5-е место. А 24 мая в континентальном четвертьфинале в немецком Ольчинге Игорь Зверев набрал 6 очков, заняв 12-е место.
1987 год.
Командный чемпионат СССР.
Третье „золото” ровенчан. Игорь Зверев провёл за „Сигнал” 11 гонок, набрал 179 очков, стартовал в 63 заездах (53 из них выиграл, в 10 – был вторым), СРГ – 16.27, СРЗ – 2.84. Это лучшие показатели чемпионата среди всех гонщиков.
Личный чемпионат СССР.
В полуфинале (Пинск) Игорь Зверев занял 2-е место – (13 + 3 очков), а в финале в Балаково после падения в первой серии заездов дальнейшие выступления он продолжить не смог.
Личный чемпионат мира.
В квалификационном раунде (Пфайффенхофен, ФРГ) он занял 6-е место (11 очков), а в континентальном четвертьфинале (Винер-Нёйштадт, Австрия) – 13-е (2 очка).
1988 год.
Командный чемпионат СССР.
Ровенский „Сигнал” занял 5-е место, Игорь Зверев провёл за клуб 10 гонок, набрал 137 пунктов, стартовал в 57 заездах, СРГ – 13.7, СРЗ – 2.404.
Личный чемпионат СССР.
В полуфинале в Даугавпилсе Игорь Зверев был с 13 очками третьим, а в финале в Ровно – 8-м (7 очков).
Личный чемпионат мира.
8 мая в немецком городке Нойенкник Игорь Зверев выступил неудачно, набрав только 2 очка.
Личный чемпионат Украины.
На ровенском мототреке Игорь Зверев выиграл финал личного чемпионата Украины, опередив способных воспитанников ровенского спидвея, которые тогда служили в армии и представляли команду львовского СКА – Виктора Пастухова и Владимира Колодия. Он стал 28-м чемпионом Украины и восемнадцатым гонщиком, завоевавшим этот титул, принеся для Ровно шестнадцатое „золото”.
1989 год.
Командный чемпионат СССР.
Наихудший сезон ровенского „Сигнала” в высшей лиге советского спидвея за последние 6 лет – команда выиграла только 3 гонки, заняла последнее место и понизилась в классе, несмотря на то, что Игорь Зверев снова был одним из результативных гонщиков чемпионата: он провёл за клуб 11 гонок, набрал в них 157 пунктов, стартуя в 64 заездах: СРГ – 14.273, СРЗ – 2.45.
Личный чемпионат СССР.
Четвертьфинал в Пинске Игорь Зверев преодолел на 2-м месте, набравши 14 очков, в полуфинале в Ровно был третьим с 12 пунктами, финал в Тольятти – 3 пункта (12 место, гонка прекращена после третьей серии заездов из-за ливня).
Личный чемпионат Украины.
На севастопольском мототреке Игорь Зверев был вторым после Владимира Трофимова.
Личный чемпионат мира.
Игорь Зверев удачно выступил на 3 этапах и вышел в континентальный финал ЛЧМ.
Квалификация ЛЧМ. 24 мая 1989 года. Мишкольц.
6-е место – (2, 2, 1, 3, 2) = 10.
¼ континентального финала ЛЧМ. 4 июня 1989 года. Пардубице.
8-е место – (0, 3, 2, 2, 1) = 8.
½ континентального финала ЛЧМ. 25 июня 1989 года. Ровно.
10-е место – (0, 2, 2, 1, 1) = 6.
На фото (из личного архива Павла Корнелюка): Игорь ЗВЕРЕВ (СССР), стартовый № 8 (посредине) готовится к 8-му заезду гонки континентального полуфинала ЛЧМ, которая состоялась в Ровно 25 июня 1989 года. Слева - Йожеф ПЕТРИКОВИЧ (Венгрия), № 12, справа - Армандо КАСТАНЬЯ (Италия), № 16. Четвёртым участником этого заезда был Владимир ТРОФИМОВ (СССР), № 4.
Континентальный финал ЛЧМ. 12 августа 1989 года. Дебрецен.
13-е место – (1, 1, 0, 1, 0) = 3.
На фото (из личного архива ровенского фотографа Евгения Самусенко): Игорь ЗВЕРЕВ (СССР) № 12, Игорь ДУБИНИН (СССР) № 14, Риф САИТГАРЕЕВ (СССР) № 16.
1990 год.
Командный чемпионат СССР.
Игорь Зверев перешёл во львовский СКА, выступавший в том году уже в высшей лиге. Собрав многих сильных гонщиков с других команд страны, СКА (Львов) занял 2-е место. Он провёл за клуб 12 гонок, набрал в них 194 очка (в том чемпионате за победу в заезде гонщику засчитывалось 4 очка, за 2-е место – 3 и т.д.), стартовал в 59 заездах, СРГ – 16.167, СРЗ – 3.29.
1991 год.
Командный чемпионат СССР.
В составе львовян Игорь Зверев в четвёртый раз становится чемпионом страны. Провёл 15 гонок, набрал 137 пунктов, стартовал в 76 заездах: СРГ – 9.133, СРЗ – 1.803.
1992 год.
Командный чемпионат СНГ.
Игорь Зверев вернулся в Ровно, и в составе „Фантастики” стал чемпионом СНГ. Провёл за клуб обе гонки, набрал 20 очков, стартовал в 8 заездах.
1993 год.
Командный чемпионат Польши.
В 1993 году Игорь Зверев стал первым украинским гонщиком, кто выступал в польской лиге [за клуб GKM (Грудзёндз)]. 12 апреля он не совсем удачно дебютировал в Гданьське против местного „Выбжеже-Рафинерия”, набрав в 4 заездах 3 пункта. А в домашней гонке против клуба из Ополе 18 апреля результат был уже солидный – 13 пунктов. Потом боссы польского клуба отказались от услуг нашего гонщика…
Командный чемпионат мира.
В составе сборной Украины 2 мая 1993 года выступал в группе D (Кршко, Словения), где наше трио (Владимир Трофимов, Александр Лятосинский, Игорь Зверев) стало 4-м среди 5 сборных, набрав 15 пунктов (гонка была прекращена после 17 заездов из-за дождя и результат был засчитан по итогам 16 заездов).
С 2003 года работал в клубе Владимира Трофимова СКТ, был тренером.
2011 год.
Был тренером юниоров в клубе „Каскад”. С лета 2011 года на протяжении почти 2 лет работал тренером детской секции спидвея при Ровенском областном комитете ОСОУ.
2012-2013 гг.
Тренер спидвейной команды АК „MIR” (Ровно).