Виктор Кузнецов был единственным представителем нашей
страны в финале континента личного чемпионата мира, прошедшего 21 июля 1985
года в западногерманском городке Поккинг (из-за этого, понятно, он не смог
помочь своей команде в выездных гонках в Даугавпилсе и Ленинграде).
Немного предадимся истории. Шесть лет назад наш
гонщик, тогда выступавший за команду „Сибирь” (Новосибирск), уже стартовал в
личном чемпионате мира на этом треке, когда 8 июля 1979 года здесь также
проходил финал континента. Тогда Виктор Кузнецов набрал 7 очков, занял 9-е
место и прекратил борьбу в чемпионате. В Поккинге образца 1985 года выступали 3 гонщика, стартовавших здесь же 6 лет назад – Вацлав Вернер (Чехословакия),
Карл Майер (ФРГ) и Виктор Кузнецов (СССР). Все они в 1979 году выступили неудачно, Вацлав Вернер с 9 очками был 7-м, Карл Майер с 6
пунктами – 11-й, о результате Виктора Кузнецова указывалось выше (в финал
выходила первая четвёрка спортсменов). В личных заездах Виктор Кузнецов
проиграл в 3-м заезде Вернеру, когда он упал, а чехословацкий гонщик был
вторым, победу же в этом старте праздновал хозяин трека Кристоф Бетцль (он и
стал победителем той гонки). В 10-м заезде Кузнецов был лучше Майера,
финишировав вторым, Карл – третий. Победу в заезде праздновал ещё один
представитель Чехословакии – Зденек Кудрна (разбившийся на соревнованиях
личного чемпионата Европы на траве в голландском городке Стадсканаал 31 мая
1982 года и умерший в больнице на следующий день). Стоит отметить, что в финале
континента 1979 года Зденек Кудрна был изначально заявлен как запасной гонщик
(он успешно преодолел четвертьфинал на домашнем треке в Сланы, но в полуфинале
в Лониго занял только 9-е место, став запасным гонщиком финала континента). А в
Поккинге ему пришлось стартовать во всех пяти заездах, заменяя гонщика под
стартовым № 5 Хенни Кроузе (Голландия). И чехословацкий мастер справился с этой
задачей блестяще: он набрал 12 пунктов, в дополнительном заезде за 3-е место
выиграл у немецкого гонщика Алоиза Висбока, и занял призовое его.
Это обеспечило участие Зденека Кудрны в финале личного
чемпионата мира, который прошёл в Хожуве, кстати, он стал единственным
представителем своей страны в главной гонке сезона. И здесь опытный „универсал”
из Чехословакии не сплоховал – с 8 очками он стал 7-м гонщиком мира, дважды
выиграв у более именитых мастеров мирового спидвея: особенно хорош был 9-й
заезд, когда позади остались англичане Дэйв Джессуп и чемпион мира 1976 года
Питер Коллинз, а также Кристоф Бетцль (ФРГ).
Что же, стартуя почти круглогодично, а это кроме классического спидвея на
гаревой дорожке, длинном и травяном треке, ещё и мотогонки на ледовой дорожке,
где Зденек Кудрна на то время уже был обладателем двух бронзовых медалей в
личном зачёте (1977, 1979 гг. – оба финала, Инцелль, ФРГ) и серебряной медали в
финале первого командного чемпионата мира на льду (Калинин, 1979 г.),
чехословацкий гонщик мог рассчитывать на успех, и это ещё больше делает ему
чести. Стоит ещё добавить, что в сезоне 1979 года он защищал цвета английского
клуба „Эксетер Фэлконз”. На льду Зденек Кудрна отличался оригинальной ездой.
Вот как вспоминает серебряный призёр личного чемпионата мира в мотогонках на
льду 1979 года Владимир Любич о финале 1979 года: „Очень сильно выступал и
Кудрна. Старт у него изумительный. Бороться с ним трудно, так как едет он
своеобразно: машину на поворотах всё время переставляет, такое впечатление, что
вот-вот упадёт. Непроизвольно сбрасываешь „газ” – боишься в него врезаться. В
первый день проиграл Зденеку – объехал он меня на прямой, однако очков мы
набрали с ним поровну – 13. Во второй я у него выиграл, но очков – снова
поровну. Тогда был назначен дополнительный заезд за второе место…”.
Но вернёмся к гонке финала континента личного
чемпионата мира 1985 года в Поккинге. Для Виктора Кузнецова её начало сложилось неудачно, ведь
в 3-м заезде, стартуя вместе с Армандо Кастанья (Италия), Карлом Майером (ФРГ)
и Шандором Тихани (Венгрия), он упал, и не набрал очков.
Лидер „Сигнала” реабилитировался в оставшихся четырёх
заездах, выиграв три из них – 6-й (у Золтана Адорьяна, Вацлава Вернера и Ласло
Боди), 12-й (у Любомира Едека, Хейнриха Шатцера и Золтана Хайду) и 15-й (у Гжегожа Дзиковски, Алеша Дрымля и Клауса Лауша), а в 17-м проиграл только
Эгону Мюллеру, позади остались Антонин Каспер и Петр Вандирек. С 11 набранными
очками Виктору Кузнецову пришлось стартовать ещё раз – в дополнительном заезде, для выявления финалистов личного чемпионата мира 1985
года: у троих гонщиков было по 11 пунктов. И здесь наш мастер не подкачал, выиграл
у Карла Майера и Гжегожа Дзиковски. В итоге в финал в Брэдфорде вышли из
Поккинга 5 гонщиков: Эгон Мюллер (14 очков), Армандо Кастанья (13 очков), Золтан
Адорьян (12 очков), Виктор Кузнецов [(11 + 3) очков] и Карл Майер [(11 + 2)
очков], польский гонщик Гжегож Дзиковски стал запасным финала.
Через 3 года советский гонщик снова будет стартовать в
финале личного чемпионата мира, ведь после провального выступления Михаила
Старостина в финале в Лос-Анджелесе в 1982 году, следующие два цикла личных
чемпионатов мира на завершающей стадии прошли без наших представителей. Виктор
Кузнецов последовательно шёл к своему первому финалу: выиграл с 14 пунктами
квалификацию в Мишкольце, был пятым с 11 очками в четвертьфинале в Винер-Нёйтшадте, 2-е место в Дебрецене в
полуфинале с 12 очками, и вот, в Поккинге 4-е место, 11 набранных очков,
выигранный дополнительный заезд, и долгожданный финал. Что же, с восьмой
попытки гонщик ровенского „Сигнала”, воспитанник новосибирского спидвея, 35-летний
Виктор Кузнецов, сумел пробиться в число 16 сильнейших гонщиков планеты…
Фото с Виктором Кузнецовым – из архива Евгения Самусенко.