Badge "50 years of speedway in Rovno"

24 травня 2014 р.

55 лет ровенскому спидвею

Сегодня, 24 мая 2014 года, ровенскому спидвею исполняется 55 лет. Как быстро пролетели пять лет, совсем недавно мы праздновали его полувековой юбилей, и вот теперь новая дата… За это время ушли от нас наши ветераны-гонщики: Виктор Трофимов, Борис Горка, Геннадий Примаченко, Олег Максимюк, а также судьи – Леонид Филюк и Анатолий Матюшин, и большой любитель спидвея Владимир Гриневич. Пусть земля им будет пухом и вечная память!
Кажется, почти всё уже известно о тех днях, когда в Ровно пятьдесят пять лет назад, 24 мая, открылся первый в СССР специализированный стадион для проведения мотогонок на гаревой дорожке – мототрек, и на нём прошли первые соревнования, но ещё не на гаревых мотоциклах и не по привычной для сегодняшних болельщиков системе… Были установлены первые рекорды, появились первые кумиры, ведь раньше многих спортсменов, выступавших в тот день на мототреке, зрители могли видеть только на мотокроссовых трассах, а там всю дистанцию глазом и не окинешь. В городе появилось новое зрелище – мотогонки на гаревой дорожке!
Уже не раз сообщалось о той гонке, и я хочу только немного повториться, назвав победителей в разных классах мотоциклов:
Класс 125 см3.
1. № 55 Лебедев (Львов).
2. № 51 Арсен Дубинин (Львов).
3. …
4. Владимир Ульянин (Ровно).
Класс 350 см3.
1. № 13 Иван Хорват (Ровно) (на фото, из личного архива гонщика).
Класс 750 см3.
1. Борис Савойский (Ровно).
2. Лех (Львов).
Мотоциклы с колясками.
1. № 62 Евдощук/Кружелев (Львов).
2. № 52 Анатолий Гуменюк/Борис Кучеренко (Ровно).
Спортсмены, ставшие победителями в своём классе, были награждены красными лентами, ценными подарками и грамотами І-й степени.
29 мая 1959 года председатель Ровенского областного комитета ДОСААФ Юрий Корхов подписал приказ № 79 „О досрочном окончании строительства мотодрома I очереди”. Сухие его фразы не могут передать всего масштаба произошедшего, но считаю нужным привести его полностью:
„Выполняя решения IV съезда ДОСААФ об улучшении военно-спортивной работы, Президиум Ровенского областного комитета ДОСААФ утвердил строительство мотодрома с гаревой дорожкой I очереди на 1959 г. за счёт 70% средств отчислений от членских взносов и трудового участия членов ДОСААФ в его строительстве.
Благодаря помощи партийных и советских организаций, активного участия в строительстве членов ДОСААФ Костопольского, Острожского, Ровенского, Здолбуновского, Дубновского, Сарненского и Берёзновского районов, а особенно сотрудников областного комитета и учебных организаций ДОСААФ, – строительство мотодрома с гаревой дорожкой и трибунами для зрителей общей стоимостью более 100000 руб. было окончено досрочно ко дню проведения республиканских соревнований западной зоны – 24 мая 1959 г. Подготовка и проведение мото-соревнований вылились в показ многих видов военно-прикладного спорта.
За активное участие в строительстве мотодрома, подготовке и проведении республиканских мото-соревнований по гаревой дорожке западной зоны, –
приказываю:

1. Объявить благодарность тт. Захаренкову, Дымчук, Елисову, Поясову, Левченко Ф., Раевскому, Белик, Орлову, Славинскому, Гансецкому, Бобрикову, Пилипчук, Самойлову, Федорчук и Коваленя.
2. За переработанные часы сверхурочного времени и выходные дни (всего 24 рабоч. часа) – предоставить отгул в течение 3-х рабочих дней тт. Левченко Ф., Самойлову, Захаренкову, Валько, Дымчук и Левченко Я.
3. Поставить перед Президиумом Ровенского областного комитета ДОСААФ вопрос о награждении особо отличившихся товарищей денежными премиями.
4. Охранникам тт. Мисюра, Павлюк, Сидорук и Зинченко – объявить благодарность за беспрерывное дежурство за товарищей в период строительства мотодрома.
5. Начальнику Автомотоклуба т. Коваленя отметить отличившихся курсантов в строительство мотодрома, в подготовке и проведении мото-соревнований – своим приказом”.

Были поощрены также многие спортсмены, принимавшие активное участие в строительстве мототрека, среди них и мотоциклисты: Борис Савойский, Иван Хорват, Афанасий Ковальчук, Владимир и Александр Ульянины, Анатолий Гуменюк и тренер АМК Анатолий Гичка.
Сегодня не до праздников и веселья – в Ровно нет спидвея, не проводятся соревнования, отменили гонку ЛЧЕ, в стране – необъявленная война… Но надеюсь на лучшие времена, когда будет мир и спокойствие, радость, счастье и добро, и люди снова пойдут на мототрек поддержать спортсменов и насладиться незабываемыми моментами борьбы на гаревой дорожке и победами своих кумиров. Несмотря на то, кто победит…

С 55-летием спидвея, Ровно!

9 травня 2014 р.

Тони Кларк в финале личного чемпионата мира 1972 года

Ни разу до того, и ни разу после того, такого не было: в финале личного чемпионата мира по спидвею выступало 6 советских гонщиков! И произошло это 16 сентября 1972 года, место действия: Лондон, стадион „Уэмбли”.
Тренером нашей команды был Игорь Плеханов, ещё совсем недавно сам выступавший на гаревых дорожках европейских треков. И на „Уэмбли” тоже: трижды в финалах мировых чемпионатов (1962, 1964, 1967 гг.) и один раз в Европейском финале (1966 г.).

На фото: Игорь Плеханов во время тренировки, 15 сентября 1972 года. Лондон, стадион „Уэмбли”.

Наши гонщики прошли сито континентальных – четвертьфиналов, полуфиналов, финала, европейского финала, и шесть представителей СССР (всего стартовало 15 гонщиков) после гонки во Вроцлаве начали подготовку к финалу на „Уэмбли”. Ровенчанин Виктор Трофимов оказался единственным нашим гонщиком, кому удалось выиграть два из четырёх этапов – четвертьфинал в чехословацком Либерце (14 очков) и финал континента в Черкесске (СССР) на мотодроме „Домбай” (14 очков).
Финал состоялся в субботу, 16 сентября 1972 года. Лучшим среди гонщиков СССР стал Александр Павлов, занявший с 8 очками 6-е место. Виктор Трофимов с 6 очками занял 9-е место, Виктор Калмыков с балаковской „Турбины” – 11-е место (6 очков), Анатолий Кузьмин и Григорий Хлыновский завоевали по 4 пункта каждый, разместившись вслед за балаковцем, а другой представитель серебряного призёра командного чемпионата СССР 1972 года – Валерий Гордеев, набрал 2 очка, и закрыл список участников финала.

Не совсем удачное выступление всех наших финалистов объясняется тем, что они выступали на чужих… мотоциклах. Накануне финала прошла тренировка. Но у наших гонщиков были проблемы с мотоциклами, их просто украли. Англичане выделили советским гонщикам запасные мотоциклы, но так быстро их подготовить, настроить и опробовать непросто. Да и мотоциклы были такие, чтобы выступление гонщиков СССР не очень повлияло на распределение первых мест в финале. Хотя британская пресса не очень высоко расценивала шансы на удачные финиши шестёрки из СССР, называя главным препятствием на этом пути сам стадион, якобы, сами наши спортсмены считают „Уэмбли” „самым худшим треком в мире”. Что же, в некоторой степени это подтвердилось. Хотя тот день стал печальным для другого гонщика – финалиста, четырёхкратного чемпиона мира, новозеландца Барри Бриггса. В пятом заезде в первом вираже его немного подсёк сзади шведский гонщик Бернт Перссон. И падающего с мотоциклом Бриггса, подбивают ещё наши гонщики Григорий Хлыновский и Валерий Гордеев, полетевший через новозеландца кульбитом. В итоге гонка для Бриггса на этом закончилась, его унесли на носилках, и позже оказалось, что Барри лишился указательного пальца левой руки.
Но вернёмся к украденным мотоциклам. В 2011 году сначала в журнале Classic Speedway, а потом – в журнале Back Track, вышла большая статья „Индивидуалист”, героем которой стал английский гонщик Тони Кларк. На вопрос „Вы действительно украли мотоциклы у русских на „Уэмбли” в 1972 году?”, Тони Кларк признался в том, что кражу совершил он:
„Да, я украл. В те времена русские имели обыкновение привозить всё своё брендовое оборудование новых марок – мотоциклы и запасные части, просто для продажи. Я подумал: „У меня нет денег, чтобы купить свое снаряжение, так что я должен помочь себе сам. Они все это хранили в небольшом боксе, запертом между старой ареной хоккейного стадиона „Уэмбли” и стоянкой – любой мог его взломать”.
Кларк был арестован у себя дома на следующее же утро, по наводке (он утверждает, что знает, кто на него донёс, но он не может это доказать) и обвинен в краже, что привело к 18 месяцам тюремного заключения. Хотя в пятницу, 15 сентября 1972 года, он выступал в домашней гонке в Ньюпорте в составе местных „Ос” против „Соколов” из Эксетера, стартовал в 4 заездах, набрал 9 очков...

Совсем недавно, 5 мая 2014 года, мы узнали, что Тони Кларк умер после продолжительной болезни в возрасте 73 лет… Пусть земля ему будет пухом… И уже, наверное, никогда не узнаем деталей той кражи мотоциклов на „Уэмбли” в 1972 году…