Badge "50 years of speedway in Rovno"

23 грудня 2011 р.

Появление мототреков в СССР

В декабре этого года у меня появилась возможность пересмотреть статьи в старых журналах „За рулём” 50-60-х годов, посвящённые мотогонкам по гаревой дорожке и строительству или открытию мототреков (новых, переоборудованных). Интересно всё это происходило, однако. Для любителей спидвея, я думаю, будет любопытно об этом узнать. Начинаю публикацию некоторых материалов. Стартуем с 1957 года.

В апреле 1957 года в передовице журнала, которая называлась „Назревшие вопросы мотоспорта”, упоминалось и об отсутствии мототреков: „…У нас, по существу, нет никаких мотоспортивных сооружений: мотодромов, гаревых дорожек, кольцевых трасс, которые в какой-то мере удовлетворяли бы запросы спортсменов и зрителей. Поэтому гонщики лишены возможности систематически и всесторонне совершенствовать своё спортивное мастерство или специализироваться и выступать в избранных видах гонок. А зрители в подавляющем большинстве случаев не имеют возможности бывать на таких интереснейших соревнованиях, какими являются мотоциклетные гонки, и наблюдать захватывающую борьбу на трассах…”.

Особенно интересной является другая передовица – в июньском номере журнала, за тот же 1957 год: „Мотоциклистам – хорошие мотодромы”. Не стану цитировать весь материал, приведу лишь те строки (а их будет немало), которые непосредственно относятся к мотодромам. Здесь будут упоминаться три города, где начинали строить мотодромы, но только в одном из них после окончания строительства (как окажется, не совсем скорого), появится мототрек и спидвей проживёт там больше 30 лет.
„…В целом, мотоспорт в ДОСААФ развивается медленно. Одна из наиболее существенных причин этого состоит в том, что автомотоклубы всё ещё не располагают необходимой учебно-спортивной базой и, в частности, не имеют мотодромов.
…Особо следует подчеркнуть, что мотодромы имеют большое значение не только в учебно-тренировочной работе. Они дают возможность проводить на глазах у зрителей целый комплекс интереснейших мотоциклетных состязаний, в том числе таких, как соревнования на гаревой дорожке, на дорожке с препятствиями…
…ЦК ДОСААФ СССР в марте 1955 года обратился к республиканским, областным и городским комитетам с директивным письмом, в котором указал на необходимость в кратчайший срок добиться через местные партийные и советские органы отвода земельных участков для оборудования ипподромных дорожек. Строительство этих дорожек, указывалось в письме, можно производить за счёт 70-процентных отчислений от членских взносов. Прошло два с лишним года, но дело по существу нисколько не продвинулось вперёд. Сейчас, как и два года назад, автомотоклубы страны ещё не имеют ни одного законченного строительством мотодрома.
…В настоящее время в Обществе насчитывается сотни автомотоклубов. Но лишь в немногих из них развёрнуто строительство мотодромов. Наиболее крупный мотодром строится в столице Белоруссии – Минске. Здесь в непосредственной близости от центра города создаётся целый комплекс спортивных сооружений: четырёхсотметровая дорожка для мотогонок и шоссейно-кольцевая трасса протяжённостью свыше 4 км.
…Значительные работы по сооружению мотодрома проделаны вильнюсским автомотоклубом. Уже закончена нивелировка площадки и гоночной дорожки.
…Несколько иная картина в Ленинграде. Ленинградцы первыми в стране ещё в прошлом году начали строить мотодром. Земляные работы были закончены, и на этом полезное дело замерло. Ленинградский горком ДОСААФ должен помочь Ленинградскому АМК в ускорении строительства.
…Существенно может помочь развитию мотоспорта использование уже имеющихся стадионов и других спортивных площадок для тренировок и выступлений мотоциклистов…”.

Что ж, ни в Минске, ни в Вильнюсе, спидвей так и не появился, несмотря на то, что в 1962 году минский „Зубр” пробовал стартовать в лично-командном чемпионате СССР, точно так же, как и в 80-х годах в Белоруссии пытались развивать гаревые гонки в Пинске и Минске.

На цветной вкладке этого номера журнала приводился рисунок клубного мотодрома и чертёж гаревой дорожки, который сопровождался кратким пояснением о том, что её длина составляет 500 м. Но „…её можно снизить до 250 м или увеличить до 600. Ширина дорожки: на прямых – 8-12 м, а на виражах – 16-25 м…”.

В августе 1957 года в журнале „За рулём” заместитель председателя совета ЦАМК СССР Б.Трамм писал:
„…Что касается организации платных ипподромных мотоциклетных соревнований, а также гонок на шлаковой дорожке, то это сделать ещё легче. Однако и на них, как показывает опыт зональных состязаний по ипподрому, зрители ходят лишь тогда, когда они бывают хорошо организованы. На ипподромных гонках выбирают дистанцию 8-10 км, что соответствует приблизительно 8-10 кругам. Одновременно, как правило, соревнуются 3 гонщика, к тому же они растягиваются в цепочку. Спортивной борьбы зрители не видят. Это снижает интерес к гонкам. Кажется, что время идёт долго, и всем хочется лишь одного – поскорее бы гонщики „доехали”.
Нужно подбирать в заезды одинаково сильных гонщиков. Это легко сделать по предварительным контрольным заездам. Число на ипподромных гонках должно быть не более четырёх. Тогда соревнования будут проходить в хорошем темпе и в острой, наглядной спортивной борьбе.
…Нельзя не отметить также в этой связи, что в Чехословакии наряду с отличными трассами для мотогонок по шлаковой дорожке (например, Государственный стадион в Праге на 200 тысяч зрителей, мототрек в Остраве на 60 тысяч зрителей) и хорошо подобранными участками для шоссейно-кольцевых гонок, во многих районах и клубах имеются свои, порой примитивно созданные, силами любителей, мототреки, со шлаковой дорожкой. В дни гонок на этих клубных дорожках еженедельно собираются по 10-20 тысяч платных зрителей.
…Отрадно, что в Ленинграде, Минске, Вильнюсе начата постройка специальных мотодромов (мототреков). Необходимо, чтобы эту инициативу поддержали и другие организации и автомотоклубы ДОСААФ. Назрела необходимость постройки центрального мотодрома в Москве...”.

Декабрьский номер журнала „За рулём” 1957 года представил информацию о ленинградском мототреке (автор – Л.Хволовский). Считаю целесообразным привести её здесь полностью:
„Чтобы ясно представить себе, каким будет мототрек, достаточно посмотреть на письменном столе в кабинете начальника Ленинградского АМК А.И.Филаткина.
– Вот он, – с гордостью показывает Алексей Иванович. – Видите, какой красавец! С трибунами, гаражами, мастерскими, с подсобными помещениями. А место какое! Лучшее во всём городе – сосновый бор и песок. Через пару лет здесь и метро будет. Велотрек в этом районе уже есть, возводится спортгородок Политехнического института, тут же предполагается построить большой стадион общества „Зенит”. Так что скоро здесь будет целый спортивный комплекс, вроде московских Лужников…
От клуба до строительной площадки далеко – она находится совсем на другом краю города. И пока мы туда ехали, Алексей Иванович продолжал рассказывать:
– Ленинградцы давно мечтали о настоящем мототреке со специальной гаревой дорожкой. Поэтому и было решено времени не терять: пока делался проект, спортсмены сами разметили территорию, достали бульдозер, начали земляные работы. Проект мототрека разрабатывал архитектор Аскольд Петрович Изоитко, помогал ему заслуженный мастер спорта Владимир Иванович Карнеев. Ленинградские гонщики несколько раз обсудили проект, внесли поправки, замечания. Теперь в нём уже всё предусмотрено. Вплоть до того, что гонщика при выходе из виража (а ведь это самый ответственный момент в гонке) не будет слепить солнце. Для этого специально выбиралась ориентация главной оси дорожки.
Мы подъехали к стройке. Взобрались на насыпь. Прямо у наших ног лежала огромная земляная чаша овальной формы. По земляному валу, окружавшему чашу, разравнивая грунт, двигался бульдозер. На дне чаши, между двумя уже установленными бетонными бортиками, лежала усыпанная щебнем дорожка. По ней вперёд и назад двигался каток. Подготовка гаревой дорожки – дело сложное и тонкое. Сначала специально очищенный и просеянный каменный щебень укладывается пятнадцатисантиметровым слоем в „корыто” (так называется земляное ложе дорожки) и равномерно разравнивается. Потом щебень, постоянно смачиваемый водой, укатывается сначала шести, а потом двенадцатитонным катком, и только после этого можно укладывать гарь. Её настилают несколькими тонкими слоями и укатывают лёгким двухтонным катком.
Строители работают добросовестно. Тем не менее, ежедневно на стройке находится дежурный член клуба, который следит за самым тщательным соблюдением всех технических условий строительства. Среди дежурных бывают и мастера спорта, и тренеры, и перворазрядники.
Земляные работы уже завершены, подведены водопровод, канализация и теплосеть. В этом году строители ещё успеют поставить ограду из сборного железобетона, а в будущем – останется сделать только павильон и трибуны. Если трибуны расположить по всему земляному валу, они будут вмещать десять тысяч зрителей. Но вначале будут сделаны трибуны только на продольных частях трека – на четыре с половиной тысячи мест. Они будут отделены от дорожки глухим деревянным забором высотой в один метр и стальной сеткой.
– А где будет спортивный павильон?
– Видите, там, где борта чаши опускаются, – показал А.Филаткин. – Часть здания, обращённая к дорожке, будет двухэтажной, а остальная – одноэтажной. Павильон будет иметь форму квадрата с внутренним двориком. Во втором этаже расположатся дирекция, комнаты отдыха, буфет. А внизу – гараж, мастерские, судейская комната, гардероб, радиоузел, медпункт. Из гаража мотоциклы выводятся во дворик, а оттуда через ворота под ложами они будут выезжать по наклонному пандусу прямо на гаревую дорожку…
Строительство Ленинградского мототрека идёт полным ходом. Уже в 1958 году на нём состоятся первые состязания”.



Рисунок автора проекта А.Изоитко.



Немає коментарів: