Badge "50 years of speedway in Rovno"

4 травня 2017 р.

Анатолию РАЕВСКОМУ - 70 лет!

3 мая 2017 года, известному ровенскому гонщику, ветерану спидвея, мастеру спорта СССР по мотоциклетному спорту, Анатолия Григорьевичу РАЕВСКОМУ, исполнилось 70 лет!


Когда в 1966 году ровенская „Радуга” второй раз завоевала бронзовые медали чемпионата СССР по мотогонкам по гаревой дорожке, в её составе выступало несколько молодых ребят – воспитанников ровенского мотоспорта. Среди них был и Анатолий Раевский. И хотя его вклад в эту победу был ещё незначительным – только 6 пунктов за сезон, но все увидели в парне неплохие задатки для роста и в будущем стать хорошим гонщиком.
Но если в чемпионате 1966 года наша команда вошла в число призёров, то в следующем сезоне „Радуга” заняла последнее место в классе „А” и покинула на один год высшую лигу советского спидвея. Анатолий Раевский в сезоне 1967 года стал одним из лучших гонщиков ровенчан, заняв второе место по количеству набранных очков (84) после лидера Леонида Дробязко (125 пунктов).
В чемпионате Ровенской области 1967 года Анатолий Раевский был вторым, набрав в четырёх заездах 9 пунктов, пропустив вперёд с комплектом – 12 очков, Бориса Савойского.
В августе 1967 года Анатолий Раевский принял участие в международной товарищеской гонке между сборными Польши и СССР на ровенском мототреке. Выступая под № 1, он выиграл 1-й заезд гонки, придав боевой настрой нашим землякам, которые, в основном, вошли в состав сборной СССР (из 11 отечественных спортсменов 7 представляли ровенскую „Радугу”, а ещё два воспитанника ровенского спидвея выступали в то время за львовский клуб, проходя срочную службу в рядах СА – Евгений Михель и Григорий Хлыновский). Но в последующем оказалось, что молодёжный состав соперника готов дать бой в гостях, и в итоге первые два места заняли польские гонщики, которые лучше и быстрее приспособились к особенностям гаревой дорожки ровенского мототрека. Лидер тарнувской „Унии” Зигмунт Пытко, четвёртый гонщик польской 1 лиги сезона 1967 года (среднезаездный результат – 2.48 пункта), проиграл лишь в одном заезде своему земляку и одноклубнику Анджею Танасу, и, набрав 14 пунктов, стал победителем гонки в Ровно. Анатолий Раевский набрал в матче 5 пунктов и занял 10-е место. Привожу результаты заездов с его участием:
1 заезд. Анатолий Раевский [СССР, „Радуга” (Ровно)], Владислав Камински [Польша, „Уния” (Тарнув)], Мефодий Пилипчук [СССР, „Радуга” (Ровно)], Сергей Лятосинский [СССР, „Авангард” (Львов)].
5 заезд. Евгений Михель [СССР, „Авангард” (Львов)], Борис Горка [СССР, „Радуга” (Ровно)], Леонид Дробязко [СССР, „Радуга” (Ровно)], Анатолий Раевский [СССР, „Радуга” (Ровно)].
9 заезд. Зигмунт Пытко [Польша, „Уния” (Тарнув)],  Григорий Хлыновский [СССР, „Авангард” (Львов)], Анатолий Раевский [СССР, „Радуга” (Ровно)], Вячеслав Николаев [СССР, „Авангард” (Львов)].
13 заезд. Станислав Хорабик [Польша, „Уния” (Тарнув)], Юзеф Птак [Польша, „Уния” (Тарнув)], Борис Савойский [СССР, „Радуга” (Ровно)], Анатолий Раевский [СССР, „Радуга” (Ровно)].
17 заезд. Константин Кришталь [СССР, „Радуга (Ровно)], Анджей Танас [Польша, „Уния” (Тарнув)], Анатолий Раевский [СССР, „Радуга” (Ровно)], Збигнев Флегель [Польша, „Уния” (Тарнув)].

№ 1 Анатолий Раевский [СССР, „Радуга” (Ровно)] (3, 0, 1, 0, 1) = 5.

В октябре 1967 года в Ровно состоялся товарищеский матч со сборной Венгрии, в котором Анатолий Раевский выступил более успешно, как и все наши гонщики. Блестящую победу в гонке одержал опытный Леонид Дробязко, завоевав комплект – 15 пунктов. Вторым был Евгений Михель – 14 очков, а третьим – Анатолий Раевский (13 пунктов).

1968 год стал для Анатолия Раевского самым удачным и богатым в спортивной карьере гонщика.
В мае он стал третьим в личном чемпионате Ровенской области по спидвею, набрав вместе с Борисом Горкой по 9 пунктов каждый и победив в дополнительном заезде более именитого товарища по команде.
21-23 июня в Ровно состоялись полуфиналы и финал лично-командного чемпионата Украины по спидвею. Из-за отсутствия травмированного Виктора Трофимова, защищать честь Ровенской области в командном зачёте было поручено молодым гонщикам Анатолию Раевскому и Григорию Хлыновскому, ещё несколько ровенчан принимали участие в личной гонке. Главным нашим соперником была команда Львовской области с Сергеем Лятосинским и Виктором Винцкевичем. В первые два дня полуфиналы уверенно выиграли Анатолий Раевский и Сергей Лятосинский, завоевав каждый по комплекту – 12 очков. 
23 июня состоялась финальная гонка. И ровенчане не ударили лицом в грязь. Анатолий Раевский выиграл во втором заезде, потом в 5-м в упорной борьбе он одолел главного конкурента – опытного Сергея Лятосинского. Финишировав лишь один раз вторым, Анатолий Раевский набрал в финале 14 пунктов и после годичного перерыва вернул для Ровно звание личного чемпиона Украины в мотогонках по гаревой дорожке. Вторую золотую медаль Анатолий Раевский вместе с Григорием Хлыновским получил за победу в командном зачёте, где наши гонщики на 3 пункта обошли львовян, набрав в сумме 48 очков.
Ещё одну медаль, также наивысшей пробы, Анатолий Раевский завоевал в том году во Львове, где выиграл первый юниорский личный чемпионат Украины.

На всесоюзной арене в 1968 году „Радуга” удачно выступила в классе „Б”, выиграв все гонки основного этапа, а потом и две пульки. К возвращению клуба в класс сильнейших был причастен и Анатолий Раевский, который показал в паре с Виктором Трофимовым грамотную командную езду, взаимопонимание на дорожке и волю к победе.
В начале июля на ровенском мототреке состоялись четвертьфинальные гонки личного чемпионата СССР по спидвею. После двух дней соревнований победителем стал Борис Горка – 27 пунктов, на 5 очков отстал от него Анатолий Раевский, заняв 6-е место. Но в полуфинале он не смог пробиться в заветную восьмёрку и в уфимских финалах 18-19 июля мы его не видим.

Но он пробился вместе с Григорием Хлыновским в юниорский финал личного чемпионата СССР, который прошёл 10 и 11 августа в Ленинграде. В первый день соревнований Анатолий с 13 очками был вторым после блестяще выступавшего новосибирца Юрия Дубинина (комплект – 15 пунктов), а 11 августа – 5-ым, но у троих гонщиков было по 24 очка. В дополнительном заезде за 2-3 места первым финишировал ленинградец Георгий Иванов, вторым – новосибирец Владимир Кочетов, и третьим был Анатолий Раевский, что в итоге в турнирной таблице дало общую четвёртую позицию. Григорий Хлыновский стал 11-м юниором страны.


В 1969 году ровенская „Радуга” в классе сильнейших заняла 5-е место, набрав, как и ленинградская „Нева”, 12 очков. Анатолий Раевский принёс команде 36 пунктов из всех 358.
Сезоны 1970-72 гг. Анатолий Раевский стабильно выступал в составе родного клуба, но особых результатов он не показывал. В четвертьфинале личного чемпионата СССР 1972 года, который прошёл в Ровно, Анатолий Раевский занял 9-е место, что позволило ему попасть в полуфинал чемпионата в качестве запасного гонщика.
В 1973 году, когда „Радугу” во имя спасения в классе сильнейших уфимской „Башкирии” решением президиума Федерации мотоспорта СССР от 23 сентября 1972 года перевели в класс „Б”, Анатолий Раевский в её составе не выступал (видимо травма), а уже со следующего сезона – он опять в родной команде. Шесть лет ещё Анатолий Раевский выступал на гаревых дорожках, защищая спортивные интересы „Радуги”. 
В 1976 году он вместе с молодыми гонщиками команды помог вернуться клубу в класс сильнейших. Потом были ещё два сезона в первой лиге и злополучный 1979 год, когда нашу команду сняли с чемпионата. А в новую команду – „Сигнал”, Анатолий Раевский уже не попал.

1979 год для нашего ветерана запомнился другим. В середине апреля команда ровенских мотогонщиков отлично выступила в чемпионате Украины по мотогонкам по ипподрому в Одессе. В командном зачёте под руководством тренера Константина Кришталя наши ребята стали чемпионами Украины. Вклад каждого из гонщиков в эту победу весомый, поэтому назывю всех чемпионов по отдельности: Александр Закусило, Борис Фидрус, Борис Горка, Анатолий Раевский, Владимир Симак. Но нельзя не назвать и других побед на этом чемпионате – в личном зачёте, ведь это достижение для ровенского мотоспорта является уникальным. Сразу три наших мотогонщика выиграли тогда личный чемпионат Украины по мотогонкам по ипподрому: Александр Закусило стал чемпионом Украины в классе мотоциклов с объёмом цилиндров двигателя до 125 см3, Анатолий Раевский – в классе мотоциклов с объёмом цилиндров двигателя до 175 см3, а Борис Горка – в классе мотоциклов с объёмом цилиндров двигателя до 250 см3. Борис Фидрус завоевал серебряную медаль в классе мотоциклов с объёмом цилиндров двигателя до 125 см3, а Владимир Симак такого же достоинства – в классе мотоциклов с объёмом цилиндров двигателя до 500 см3. Три „золота” и два „серебра” стали залогом успеха в командном зачёте. Сразу 6 медалей на одном чемпионате, и кроме этого наша команда завоевала ещё и Кубок Украины! Одновременно все результаты чемпионата вошли в зачёт финала VII Спартакиады Украины. Сразу три спортсмена выполнили норматив мастера спорта СССР по мотоциклетному спорту – Анатолий Раевский, Александр Закусило и Владимир Симак!

Кроме классического спидвея – по гари, Анатолий Раевский довольно-таки успешно выступал и в мотогонках по льду. Начав заниматься этим видом мотогонок ещё юниором, он больше 20 лет выступал на ледовых дорожках, защищая честь ровенских команд. 
В феврале 1967 года впервые был разыгран чемпионат Ровенской области по мотогонкам по ледовой дорожке. Местом проведения соревнований стало зеркало ровенского озера Басов Кут. Были приглашены мотогонщики соседней Волыни. Первым чемпионом области по мотогонкам на льду стал универсал Борис Фидрус, набрав 11 очков из 12 возможных, второе место было разыграно в дополнительном заезде, ведь у троих гонщиков оказалось по 10 очков у каждого. В результате вторым стал представитель Волыни Владимир Майгов, третьим – Анатолий Раевский, и четвёртым – ровенчанин Николай Кужель.
В 1973 году Анатолий Раевский завоевал бронзовую награду на чемпионате Украины по мотогонкам по ледовой дорожке в классе мотоциклов с объёмом цилиндров двигателя до 500 см3.
Через 14 лет в тех же Сумах он завоевал в составе команды Ровенской области бронзовую медаль – ровенчане тогда на 3 очка отстали от гонщиков Сумской области и на 1 – от закарпатцев.


На фото: Анатолий Раевский готовится к выступлению. Сумы. Март 1987 года.

Также Анатолий Раевский занимался картингом, выступал на многих соревнованиях в классе до 175 см3. Одновременно, как и многие другие ровенские мотогонщики, он постоянно входил в состав судейских коллегий на многих соревнованиях по мотоспорту, и в 1975 году получил звание судьи по автомотоспорту І-й категории.

Многие болельщики мотоспорта со стажем помнят и родную сестру Анатолия Раевского – мастера спорта СССР по мотоциклетному спорту Веру Раевскую, которая тоже была известной гонщицей, неоднократным призёром чемпионатов страны по мотоспорту и чемпионкой Украины. Её нашёл и привёл в великий спорт наш известный тренер и мотогонщик Борис Фидрус.

Сейчас Анатолий Раевский редко посещает соревнования, травмы, полученные в молодости, очень серьёзно дают о себе знать.

От имени ветеранов ровенского спидвея поздравляю Анатолия РАЕВСКОГО с юбилеем!


Благодарное поколение ровенчан Вас всегда помнит, Анатолий Григорьевич, дай Вам Бог здоровья и спасибо за прекрасные победы, завоёванные Вами во славу ровенского спидвея и мотоспорта!

1 коментар:

Анонім сказав...

Чудова стаття, привітання.
Шановні вболівальники, Анатолій прикутий до ліжка вже багато років, йому потрібна ваша допомога, в покупці інвалідного візка, щоб його родина мала зиогу вивозити його на двір, а ще одним подарунком була б поїздка на стадіон Мототрек на спідвей.
ДЯКУЮ