Badge "50 years of speedway in Rovno"

10 червня 2016 р.

Ровенские команды-одногодки. Часть 1: „Вымпел” (Ровно). 1962 год.

В 60-х годах в командных чемпионатах СССР по спидвею кроме ровенской „Радуги” выступали ещё три команды из Ровно. Все они просуществовали только один сезон, и результаты их выступлений, прямо скажем, не особо впечатляли. Поэтому, наверное, они и прожили такую малую спидвейную жизнь и канули в лету.

Напомню болельщикам, что параллельно с „Радугой” выступали:
в 1962 году – „Вымпел” (Ровно);
в 1964 году – „Чайка” (Ровно);
в 1969 году – „Салют” (Ровно).



Сегодня речь пойдёт о первой из них.

Итак, команда „Вымпел” (Ровно).

Ещё зимой 1962 года, когда уже было известно о проведении первого в истории гаревого спорта лично-командного чемпионата СССР, болельщикам была озвучена предварительная информация о проведении всех гонок на ровенском мототреке, в том числе и вышеуказанных соревнований. Чемпионат должен был пройти в 5 этапов, на каждом из которых 16 команд-участниц, разбитые на квартеты, проводят двухдневные гонки в 4 городах. Заезды проводились по таблице личных гонок, и каждый гонщик ежедневно стартовал по 5 раз. Результаты гонщиков одной команды суммировались и шли в командный зачёт. Результаты гонщиков также суммировались и шли в личный зачёт, по итогам 5 этапов первые 32 гонщика стартовали в полуфиналах личного чемпионата СССР.

Так вот, в феврале 1962 года Ровно в лично-командном чемпионате СССР должны были представлять 2 команды, но тот „Вымпел”, который потом выступал, был тогда ещё вовсе не „Вымпелом” – команда носила название „Знамя”. Позже, в силу пока неизвестных причин, команда изменила название или команде изменили его, и „Знамя” стало „Вымпелом”. „Радуга”, кстати, также изначально называлась по-другому…

И 9 апреля 1962 года команда „Вымпел” в составе четырёх гонщиков – Ростислав Шило, Владимир Филонюк, Пётр Оконончук, Павел Марцоля и командир-инструктор областного ДОСААФ Виктор Тесленко, убыла в Краснодар и Майкоп для участия в гонках первого и второго этапов чемпионата СССР. Уехали наши спортсмены на грузовом автомобиле, водителем был Александр Прокопюк.

Здесь стоит отметить, что неоценимую помощь в предоставлении информационных и статистических материалов оказал архивариус нашего спидвея Николай Ермоленко (Уфа). За что ему отдельная благодарность.

14-15 апреля 1962 года в Краснодаре встречались команды „Стрела (Московская область), „Метеор” (Уфа), „Вымпел” (Ровно) и „Кубань” (Краснодар). Победу в двухдневных стартах одержали подмосковные гонщики, набравшие в сумме 95 очков, хозяева были вторыми – 65 очков, уфимцы с 41 очком третьими, и ровенчане с 31 очком замкнули квартет команд.


Очки гонщиков:
Ростислав Шило – 11,
Владимир Филонюк – 8,
Пётр Оконончук – 6,
Павел Марцоля – 4,
запасной гонщик – 2.
Гонки первого этапа, кроме Краснодара, состоялись в Майкопе, Ровно и Львове.

Через неделю, 21-22 апреля 1962 года, прошли гонки 2-го этапа. Ровенский „Вымпел” переехал в Майкоп, где к нему присоединился гонщик из Севастополя Николай Ткачёв, и ровенчане встречались здесь с двумя уфимскими командами – „Башкирия” и „Комета” и хозяевами – „Мотор” (Майкоп). „Башкирия” приехала в сильнейшем составе и безоговорочно победила, набрав 106 очков: Борис Самородов набрал 29 очков, Игорь Плеханов – 27, Леонид Дробязко и Фарит Шайнуров – по 25 очков каждый. „Вымпел” с 43 очками занял 3-е место, отстав от уфимской „Кометы” на 19 пунктов.


Очки гонщиков:
Николай Ткачёв – 14,
Пётр Оконончук – 14,
Ростислав Шило – 8,
Владимир Филонюк – 7.
Гонки второго этапа, кроме Майкопа, состоялись в Краснодаре, Львове, и, возможно, в Ровно. По крайней мере, Ровно к ним готовилось. Хотя по календарю в Ровно должны были выступить 4 команды без хозяев трека: ленинградская „Нева”, таллинский „Калев”, минский „Зубр” и подмосковная „Стрела”. Но пока об этой гонке нет никакой информации, хотя вряд ли она была проведена в таком составе. Судите сами: только ленинградцам не надо было никуда ехать – они первый этап провели в Ровно, и здесь же через неделю снова им стартовать. Шикарно! Минчане первый этап проехали во Львове, переехать 220 км в Ровно – несложно. А вот гонщики команд „Стрела” и „Калев” начали чемпионат в Краснодарском крае, и им надо было ехать в Ровно соответственно из Краснодара и Майкопа. Дорога-то неблизкая. Вот и получается то, что второй этап в Ровно мог и не состояться. Но откуда тогда у минской команды очков в общем зачёте больше, чем после первого этапа (во Львове на первом этапе „Зубр” набрал 43 пункта, всего – 81)? А с другой стороны, ровенская „Радуга” на гонки второго этапа приехала же в Краснодар из Ровно, и выиграла этот этап по сумме двух дней, набрав 83 очка, опередив на 4 пункта уфимскую „Ракету” и на 41 пункт – уфимский „Метеор”.

Третий этап чемпионата был проведён в середине лета: 21-22 июля 1962 года гонки принимали у себя Ровно, Львов, Уфа и Салават. Ровенская „Радуга” стартовала на домашнем мототреке, в то время как „Вымпел” убыл в Уфу, где встречался два дня с гонщиками команд „Нева” (Ленинград), „Ракета” (Уфа) и „Карпаты-1” (Львов). Вместе со спортсменами уехал в Уфу и тренер ровенской „Радуги” Анатолий Гичка. Там, вдали от Родины, на уфимском стадионе „Труд”, встретились два родных брата, два ровенчанина: 21-летний Виталий Шило, выступавший за львовскую команду, и 19-летний Ростислав Шило, выступавший за ровенскую команду… Такая встреча была и через год – в 1963 году, тогда старший брат ездил за команду СКА-1 (Львов), а младший – за ровенскую „Радугу”, и произошло это в другом башкирском городе – Салавате. А в Уфе львовяне были сильнее, заняли по итогам двух гонок первое место (88 очков), местные „ракетчики” стали вторыми (77 очков), и „Вымпел” – третьим (30 очков).


Очки гонщиков:
Ростислав Шило – 10,
Пётр Оконончук – 10,
Николай Ткачёв – 6,
Борис Горка – 4.

Вот что писала газета „Советская Башкирия” о тех гонках:

„…В Уфе на стадионе „Труд” старт приняли уфимская „Ракета”, львовские „Карпаты”, ровненский „Вымпел” и ленинградская „Нева”. В каждой команде по четыре гонщика…
В субботу неплохо выступали наши гонщики Хайбрахманов и Антоненко (по 10 очков). Неудачи преследовали В.Ахмадеева. Он падал и в трех заездах не получил очков. Более ровно провели гонку спортсмены из Львова. Лучшим был Овчинников – 13 очков. Слабо выступили гонщики из Ленинграда (всего 12 очков). Не блещут пока мастерством и гонщики из Ровно (21 очко).В результате упорной борьбы спортсмены Львова записали 45 очков. На втором месте уфимцы – 41 очко, на третьем – команда Ровно и на четвертом – ленинградцы…


В воскресенье борьба проходила еще упорней. Уфимцы ожидали, что „Ракета” возьмет реванш за поражение в первый день соревнований. Но этого не случилось. В первом же заезде Ахмадеев упал и выбыл из гонок. Это осложнило борьбу команды. К тому же наши гонщики, за исключением Куриленко, выступали слабее, чем в первый день. Основная борьба опять шла между спортсменами Львова и Уфы. Она закончилась победой львовских гонщиков. Несколько лучше выступали ленинградцы, хуже – представители Ровно. По сумме двух дней львовские „Карпаты” набрали 88 очков и заняли первое место. У уфимской „Ракеты” – 77 очков. По 30 очков имеют ровненский „Вымпел” и ленинградская „Нева”…”.

Как оказалось позже, гонки в Уфе стали для нашей команды заключительными в чемпионате: „Вымпел” больше не стартовал, и набрал на трёх этапах 104 очка. Это 13-е место среди 16 команд, „Радуга” выступила на всех пяти этапах и с 325 очками стала третьей, отстав от львовян всего на 6 очков...

Гонщики „Вымпела” в ЛКЧ СССР 1962 года:
Пётр Оконончук – 30 очков (6 гонок).
Ростислав Шило – 29 очков (6 гонок).
Николай Ткачёв – 20 очков (4 гонки).
Владимир Филонюк – 15 очка (4 гонки).
Павел Марцоля – 4 очка (2 гонки).
Борис Горка – 4 очка (2 гонки).
Запасной гонщик – 2 очка.

Наивысшее место в личном зачёте занял Пётр Оконончук с 30 пунктами, что расположило его на 48-й позиции по сумме выступлений на всех этапах чемпионата, Ростислав Шило стал 50-м с 29 очками. Такие результаты не давали права стартовать в полуфиналах личного чемпионата страны, ведь проходили только первые 32 гонщика. Из „Радуги” такое право завоевали четыре гонщика, только „легионер” из Александрии (Кировоградская область) Анатолий Куприенко не смог пробиться в полуфинал:
Виктор Трофимов (4-е место, 120 очков),
Афанасий Ковальчук (6-е место, 114 очков),
Владимир Ульянин (22-е место, 77 очков),
Борис Савойский (23-е место, 74 очка).

Надо отметить, что ровенский гонщик Ростислав Шило установил своеобразный рекорд: за три года выступлений в командных чемпионатах СССР (1962-1964 гг.) он выступал в трёх ровенских командах: в 1962 году – „Вымпел”, в 1963 году – „Радуга” и в 1964 году – „Чайка”. В дальнейшем, после того как 4 июля 1964 года на „Уэмбли” разбился старший брат Виталий, Ростислав Шило прекратил активные выступления. 
Кроме Ростислава Шило ещё один ровенчанин – Борис Савойский, в 60-х годах прошлого столетия также выступал в составе 3 ровенских команд: 7 сезонов он провёл в „Радуге” (1962, 1963, 1965-1967, 1970, 1971 гг.), в 1964 году – „Чайка” и в 1969 г. – „Салют” (Ровно).

Сегодня Ростислав Шило вместе с семьёй, как и старший брат, проживает в г. Санта-Барбара, штат Калифорния, США, куда выехал 16 лет назад. В последний раз он был в Ровно в 2009 году, и мы тогда встречались с ним.


Бориса Горки (на фото) с нами нет уже больше 6 лет…



















Владимир Филонюк (на фото) работал таксистом в ровенском таксопарке и погиб в возрасте 28 лет в автомобильной катастрофе 19 декабре 1962 года на дубенской трассе (недалеко от Ровно)…











Павел Марцоля, воспитанник здолбуновского мотоспорта, работал шофёром в Здолбунове, где и жил, является кумом „пионера” ровенского спидвея Ивана Хорвата. Пока о нём ничего не могу сказать…



На фото (из архива Виталия Шило, слева направо): неизвестный, но его все называли "Марало", Павел Марцоля, Степан Хижняк, представитель Ровенского областного комитета ДОСААФ.

Судьбы Петра Оконончука и Николая Ткачёва неизвестны…

Немає коментарів: