В
60-х годах в командных чемпионатах СССР по спидвею кроме ровенской „Радуги”
выступали ещё три команды из Ровно. Все они просуществовали только один сезон,
и результаты их выступлений, прямо скажем, не особо впечатляли. Поэтому,
наверное, они и прожили такую малую спидвейную жизнь и канули в лету.
Напомню болельщикам, что параллельно с „Радугой” выступали:
в
1962 году – „Вымпел” (Ровно);
в
1964 году – „Чайка” (Ровно);
в
1969 году – „Салют” (Ровно).
Итак,
команда „Вымпел” (Ровно).
Ещё
зимой 1962 года, когда уже было известно о проведении первого в истории
гаревого спорта лично-командного чемпионата СССР, болельщикам была озвучена
предварительная информация о проведении всех гонок на ровенском мототреке, в
том числе и вышеуказанных соревнований. Чемпионат должен был пройти в 5 этапов,
на каждом из которых 16 команд-участниц, разбитые на квартеты, проводят
двухдневные гонки в 4 городах. Заезды проводились по таблице личных гонок, и
каждый гонщик ежедневно стартовал по 5 раз. Результаты гонщиков одной команды
суммировались и шли в командный зачёт. Результаты гонщиков также суммировались
и шли в личный зачёт, по итогам 5 этапов первые 32 гонщика стартовали в полуфиналах
личного чемпионата СССР.
Так
вот, в феврале 1962 года Ровно в лично-командном чемпионате СССР должны были
представлять 2 команды, но тот „Вымпел”, который потом выступал, был тогда ещё
вовсе не „Вымпелом” – команда носила название „Знамя”. Позже, в силу пока
неизвестных причин, команда изменила название или команде изменили его, и
„Знамя” стало „Вымпелом”. „Радуга”, кстати, также изначально называлась
по-другому…
И
9 апреля 1962 года команда „Вымпел” в составе четырёх гонщиков – Ростислав
Шило, Владимир Филонюк, Пётр Оконончук, Павел Марцоля и командир-инструктор
областного ДОСААФ Виктор Тесленко, убыла в Краснодар и Майкоп для участия в
гонках первого и второго этапов чемпионата СССР. Уехали наши спортсмены на
грузовом автомобиле, водителем был Александр Прокопюк.
Здесь
стоит отметить, что неоценимую помощь в предоставлении информационных и
статистических материалов оказал архивариус нашего спидвея Николай Ермоленко
(Уфа). За что ему отдельная благодарность.
14-15
апреля 1962 года в Краснодаре встречались команды „Стрела (Московская область), „Метеор”
(Уфа), „Вымпел” (Ровно) и „Кубань” (Краснодар). Победу в двухдневных стартах
одержали подмосковные гонщики, набравшие в сумме 95 очков, хозяева были вторыми – 65 очков, уфимцы с 41 очком третьими, и ровенчане с 31 очком замкнули квартет команд.
Очки
гонщиков:
Ростислав
Шило – 11,
Владимир
Филонюк – 8,
Пётр
Оконончук – 6,
Павел
Марцоля – 4,
запасной
гонщик – 2.
Гонки первого
этапа,
кроме Краснодара, состоялись в Майкопе, Ровно и Львове.
Через
неделю, 21-22 апреля 1962 года, прошли гонки 2-го этапа. Ровенский „Вымпел”
переехал в Майкоп, где к нему присоединился гонщик из Севастополя Николай
Ткачёв, и ровенчане встречались здесь с двумя уфимскими командами – „Башкирия”
и „Комета” и хозяевами – „Мотор” (Майкоп). „Башкирия” приехала в сильнейшем
составе и безоговорочно победила, набрав 106 очков: Борис Самородов набрал 29
очков, Игорь Плеханов – 27, Леонид Дробязко и Фарит Шайнуров – по 25 очков
каждый. „Вымпел” с 43 очками занял 3-е место, отстав от уфимской „Кометы” на 19 пунктов.
Очки
гонщиков:
Николай
Ткачёв – 14,
Пётр
Оконончук – 14,
Ростислав
Шило – 8,
Владимир
Филонюк – 7.
Гонки второго
этапа,
кроме Майкопа, состоялись в Краснодаре, Львове, и, возможно, в Ровно. По
крайней мере, Ровно к ним готовилось. Хотя по календарю в Ровно должны были
выступить 4 команды без хозяев трека: ленинградская „Нева”, таллинский
„Калев”, минский „Зубр” и подмосковная „Стрела”. Но пока об этой гонке нет
никакой информации, хотя вряд ли она была проведена в таком составе. Судите
сами: только ленинградцам не надо было никуда ехать – они первый этап провели в
Ровно, и здесь же через неделю снова им стартовать. Шикарно! Минчане первый
этап проехали во Львове, переехать 220 км в Ровно – несложно. А вот гонщики
команд „Стрела” и „Калев” начали чемпионат в Краснодарском крае, и им надо было
ехать в Ровно соответственно из Краснодара и Майкопа. Дорога-то неблизкая. Вот
и получается то, что второй этап в Ровно мог и не состояться. Но откуда тогда у
минской команды очков в общем зачёте больше, чем после первого этапа (во Львове
на первом этапе „Зубр” набрал 43 пункта, всего – 81)? А с другой стороны,
ровенская „Радуга” на гонки второго этапа приехала же в Краснодар из Ровно, и
выиграла этот этап по сумме двух дней, набрав 83 очка, опередив на 4 пункта
уфимскую „Ракету” и на 41 пункт – уфимский „Метеор”.
Третий этап
чемпионата
был проведён в середине лета: 21-22 июля 1962 года гонки принимали у себя Ровно, Львов, Уфа и Салават. Ровенская
„Радуга” стартовала на домашнем мототреке, в то время как „Вымпел” убыл в Уфу,
где встречался два дня с гонщиками команд „Нева” (Ленинград), „Ракета” (Уфа) и
„Карпаты-1” (Львов). Вместе со спортсменами уехал в Уфу и тренер ровенской
„Радуги” Анатолий Гичка. Там, вдали от Родины, на уфимском стадионе „Труд”,
встретились два родных брата, два ровенчанина: 21-летний Виталий Шило,
выступавший за львовскую команду, и 19-летний Ростислав Шило, выступавший за
ровенскую команду… Такая встреча была и через год – в 1963 году, тогда старший брат ездил за команду СКА-1 (Львов), а младший – за
ровенскую „Радугу”, и произошло это в другом башкирском городе – Салавате. А в
Уфе львовяне были сильнее, заняли по итогам двух гонок первое место (88 очков),
местные „ракетчики” стали вторыми (77 очков), и „Вымпел” – третьим (30 очков).
Очки
гонщиков:
Ростислав
Шило – 10,
Пётр
Оконончук – 10,
Николай
Ткачёв – 6,
Борис
Горка – 4.
Вот
что писала газета „Советская
Башкирия” о тех гонках:
„…В
Уфе на стадионе „Труд” старт приняли уфимская „Ракета”, львовские „Карпаты”,
ровненский „Вымпел” и ленинградская „Нева”. В каждой команде по четыре гонщика…
В
субботу неплохо выступали наши гонщики Хайбрахманов и Антоненко (по 10 очков).
Неудачи преследовали В.Ахмадеева. Он падал и в трех заездах не получил очков. Более
ровно провели гонку спортсмены из Львова. Лучшим был Овчинников – 13 очков.
Слабо выступили гонщики из Ленинграда (всего 12 очков). Не блещут пока
мастерством и гонщики из Ровно (21 очко).В результате упорной борьбы спортсмены
Львова записали 45 очков. На втором месте уфимцы – 41 очко, на третьем – команда Ровно и на четвертом –
ленинградцы…
В
воскресенье борьба проходила еще упорней. Уфимцы ожидали, что „Ракета” возьмет
реванш за поражение в первый день соревнований. Но этого не случилось. В первом
же заезде Ахмадеев упал и выбыл из гонок. Это осложнило борьбу команды. К тому
же наши гонщики, за исключением Куриленко, выступали слабее, чем в первый день.
Основная борьба опять шла между спортсменами Львова и Уфы. Она закончилась
победой львовских гонщиков. Несколько лучше выступали ленинградцы, хуже –
представители Ровно. По сумме двух дней львовские „Карпаты” набрали 88 очков и
заняли первое место. У уфимской „Ракеты” – 77 очков. По 30 очков имеют
ровненский „Вымпел” и ленинградская „Нева”…”.
Как
оказалось позже, гонки в Уфе стали для нашей команды заключительными в
чемпионате: „Вымпел” больше не стартовал, и набрал на трёх этапах 104 очка. Это
13-е место среди 16 команд, „Радуга” выступила на всех пяти этапах и с 325 очками стала третьей, отстав от львовян всего на 6 очков...
Гонщики
„Вымпела” в ЛКЧ СССР 1962 года:
Пётр
Оконончук – 30 очков (6 гонок).
Ростислав
Шило – 29 очков (6 гонок).
Николай
Ткачёв – 20 очков (4 гонки).
Владимир
Филонюк – 15 очка (4 гонки).
Павел
Марцоля – 4 очка (2 гонки).
Борис
Горка – 4 очка (2 гонки).
Запасной
гонщик – 2 очка.
Наивысшее
место в личном зачёте занял Пётр Оконончук с 30 пунктами, что расположило его
на 48-й позиции по сумме выступлений на всех этапах чемпионата, Ростислав Шило
стал 50-м с 29 очками. Такие результаты не давали права стартовать в
полуфиналах личного чемпионата страны, ведь проходили только первые 32 гонщика.
Из „Радуги” такое право завоевали четыре гонщика, только „легионер” из
Александрии (Кировоградская область) Анатолий Куприенко не смог пробиться в
полуфинал:
Виктор
Трофимов (4-е место, 120 очков),
Афанасий
Ковальчук (6-е место, 114 очков),
Владимир
Ульянин (22-е место, 77 очков),
Борис
Савойский (23-е место, 74 очка).
Надо
отметить, что ровенский гонщик Ростислав Шило установил своеобразный рекорд: за
три года выступлений в командных чемпионатах СССР (1962-1964 гг.) он выступал в
трёх ровенских командах: в 1962 году – „Вымпел”, в 1963 году – „Радуга” и в
1964 году – „Чайка”. В дальнейшем, после того как 4 июля 1964 года на „Уэмбли”
разбился старший брат Виталий, Ростислав Шило прекратил активные выступления.
Кроме Ростислава Шило ещё один ровенчанин – Борис Савойский, в 60-х годах прошлого столетия также выступал в составе 3 ровенских команд: 7 сезонов он провёл в „Радуге” (1962, 1963, 1965-1967, 1970, 1971 гг.), в 1964 году – „Чайка” и в 1969 г. – „Салют” (Ровно).
Кроме Ростислава Шило ещё один ровенчанин – Борис Савойский, в 60-х годах прошлого столетия также выступал в составе 3 ровенских команд: 7 сезонов он провёл в „Радуге” (1962, 1963, 1965-1967, 1970, 1971 гг.), в 1964 году – „Чайка” и в 1969 г. – „Салют” (Ровно).
Сегодня
Ростислав Шило вместе с семьёй, как и старший брат, проживает в г.
Санта-Барбара, штат Калифорния, США, куда выехал 16 лет назад. В последний раз он был в Ровно в 2009 году, и мы тогда встречались с ним.
Владимир Филонюк (на фото) работал таксистом в ровенском таксопарке и погиб в возрасте 28 лет в автомобильной катастрофе 19 декабре 1962 года на дубенской трассе (недалеко от Ровно)…
Павел Марцоля, воспитанник здолбуновского мотоспорта, работал шофёром в Здолбунове, где и жил, является кумом „пионера” ровенского спидвея Ивана Хорвата. Пока о нём ничего не могу сказать…
На фото (из архива Виталия Шило, слева направо): неизвестный, но его все называли "Марало", Павел Марцоля, Степан Хижняк, представитель Ровенского областного комитета ДОСААФ.
Судьбы
Петра Оконончука и Николая Ткачёва неизвестны…
Немає коментарів:
Дописати коментар