Badge "50 years of speedway in Rovno"

9 травня 2014 р.

Тони Кларк в финале личного чемпионата мира 1972 года

Ни разу до того, и ни разу после того, такого не было: в финале личного чемпионата мира по спидвею выступало 6 советских гонщиков! И произошло это 16 сентября 1972 года, место действия: Лондон, стадион „Уэмбли”.
Тренером нашей команды был Игорь Плеханов, ещё совсем недавно сам выступавший на гаревых дорожках европейских треков. И на „Уэмбли” тоже: трижды в финалах мировых чемпионатов (1962, 1964, 1967 гг.) и один раз в Европейском финале (1966 г.).

На фото: Игорь Плеханов во время тренировки, 15 сентября 1972 года. Лондон, стадион „Уэмбли”.

Наши гонщики прошли сито континентальных – четвертьфиналов, полуфиналов, финала, европейского финала, и шесть представителей СССР (всего стартовало 15 гонщиков) после гонки во Вроцлаве начали подготовку к финалу на „Уэмбли”. Ровенчанин Виктор Трофимов оказался единственным нашим гонщиком, кому удалось выиграть два из четырёх этапов – четвертьфинал в чехословацком Либерце (14 очков) и финал континента в Черкесске (СССР) на мотодроме „Домбай” (14 очков).
Финал состоялся в субботу, 16 сентября 1972 года. Лучшим среди гонщиков СССР стал Александр Павлов, занявший с 8 очками 6-е место. Виктор Трофимов с 6 очками занял 9-е место, Виктор Калмыков с балаковской „Турбины” – 11-е место (6 очков), Анатолий Кузьмин и Григорий Хлыновский завоевали по 4 пункта каждый, разместившись вслед за балаковцем, а другой представитель серебряного призёра командного чемпионата СССР 1972 года – Валерий Гордеев, набрал 2 очка, и закрыл список участников финала.

Не совсем удачное выступление всех наших финалистов объясняется тем, что они выступали на чужих… мотоциклах. Накануне финала прошла тренировка. Но у наших гонщиков были проблемы с мотоциклами, их просто украли. Англичане выделили советским гонщикам запасные мотоциклы, но так быстро их подготовить, настроить и опробовать непросто. Да и мотоциклы были такие, чтобы выступление гонщиков СССР не очень повлияло на распределение первых мест в финале. Хотя британская пресса не очень высоко расценивала шансы на удачные финиши шестёрки из СССР, называя главным препятствием на этом пути сам стадион, якобы, сами наши спортсмены считают „Уэмбли” „самым худшим треком в мире”. Что же, в некоторой степени это подтвердилось. Хотя тот день стал печальным для другого гонщика – финалиста, четырёхкратного чемпиона мира, новозеландца Барри Бриггса. В пятом заезде в первом вираже его немного подсёк сзади шведский гонщик Бернт Перссон. И падающего с мотоциклом Бриггса, подбивают ещё наши гонщики Григорий Хлыновский и Валерий Гордеев, полетевший через новозеландца кульбитом. В итоге гонка для Бриггса на этом закончилась, его унесли на носилках, и позже оказалось, что Барри лишился указательного пальца левой руки.
Но вернёмся к украденным мотоциклам. В 2011 году сначала в журнале Classic Speedway, а потом – в журнале Back Track, вышла большая статья „Индивидуалист”, героем которой стал английский гонщик Тони Кларк. На вопрос „Вы действительно украли мотоциклы у русских на „Уэмбли” в 1972 году?”, Тони Кларк признался в том, что кражу совершил он:
„Да, я украл. В те времена русские имели обыкновение привозить всё своё брендовое оборудование новых марок – мотоциклы и запасные части, просто для продажи. Я подумал: „У меня нет денег, чтобы купить свое снаряжение, так что я должен помочь себе сам. Они все это хранили в небольшом боксе, запертом между старой ареной хоккейного стадиона „Уэмбли” и стоянкой – любой мог его взломать”.
Кларк был арестован у себя дома на следующее же утро, по наводке (он утверждает, что знает, кто на него донёс, но он не может это доказать) и обвинен в краже, что привело к 18 месяцам тюремного заключения. Хотя в пятницу, 15 сентября 1972 года, он выступал в домашней гонке в Ньюпорте в составе местных „Ос” против „Соколов” из Эксетера, стартовал в 4 заездах, набрал 9 очков...

Совсем недавно, 5 мая 2014 года, мы узнали, что Тони Кларк умер после продолжительной болезни в возрасте 73 лет… Пусть земля ему будет пухом… И уже, наверное, никогда не узнаем деталей той кражи мотоциклов на „Уэмбли” в 1972 году…

Немає коментарів: