Сборная Великобритании – чемпион мира по длинному
треку 2015 года.
Дон Годден, Эгон Мюллер, Герд Рисс, Питер Коллинз... Ровно...
Великобритания, имеющая давние и славные
традиции в длинном треке, в 2015 году впервые стала чемпионом мира в этой дисциплине, выиграв финал
командного чемпионата мира на треке в немецком городе Мюльдорф (длина дорожки –
1000 м).
Чемпионаты мира среди сборных команд
начали проводить относительно недавно – с 2007 года. И почти неизменно в
предыдущих 8 финалах доминировали немецкие гонщики: они 7 раз становились чемпионами
мира, уступив только в 2013 году на треке в Англии (Свингфилд), причём тогда
немецкая сборная даже не вошла в призёры чемпионата, заняв только 4-е место. И
первым обладателем Кубка Дона Годдена, учреждённого семьей Годдена в том же
2013 году для лучшей сборной команды мира на длинном треке (в честь заслуг в
мотоспорте умершего в 2011 году Винсента Дональда Годдена), стала сборная
Голландии. В финале в Свингфилде в 2013 году выступало 7 сборных, голландцы
набрали 65 пунктов, серебряный призёр чемпионата – сборная Франции – завоевала
на 2 очка меньше, и замкнули тройку призёров гонщики сборной Великобритании с 49
очками.
Следует отметить, что красивый Кубок Дон Годдена изготовлен из расплавленных
трофеев и медалей, которые раньше принадлежали самому́ Великому Дон Годдену.
Британия впервые принимала финал
командного чемпионата мира в 2013 году, а всего 9 финалов прошли на треках 5 стран, которые неизменно
являются участниками финалов:
трижды хозяином финала была Франция
(Моризес – 2007 и 2010 гг., Сент-Макер – 2012 г.);
трижды – Германия
(Верлте – 2008 г., Чизелл – 2011 г., Мюльдорф – 2015 г.);
один раз финал принимала Голландия –
Ээнрум (2009 г.);
один раз – Великобритания (Свингфилд,
2013 г.);
один раз – Финляндия (Форсса, 2014 г.).
В 2016 году финал будет принимать Чехия
(Мариански Лазни).
В 2013 году финал в Британии
единственный раз был представлен семью сборными – попытать счастье пробовала
сборная Австралии, во главе с известным ровенским болельщикам спидвея гонщиком
Камероном Вудвардом (выступал в 2011 году во второй польской лиге за клуб из
Люблина, в Ровно набрал в 5 заездах 10 очков плюс бонус, и показал в 14-м
заезде лучшее время дня, на фото).
Но австралийцы в финале выступили посредственно,
заняли 5-е место и пока больше не заявлялись в чемпионаты.
В 2015 году в Мюльдорфе сборная
Великобритании завоевала чемпионское звание в заключительном, 15-м заезде,
набрав 10 очков против гонщиков сборной Германии, которые привезли только 5
пунктов (в финалах командного чемпионата мира на длинном треке в заезде
стартуют по три гонщика от каждой страны и едут в заезде два трио), и с суммой
в 42 пункта стала недосягаемой для соперников.
Потом был дополнительный заезд
между гонщиками двух стран, у которых было по 41 очку – первым финишировал сын
известного немецкого гонщика Герда Рисса – Эрик Рисс, а финский гонщик
Аки-Пекка Мустонен не смог составить конкуренцию из-за проблем с двигателем.
Британцы до этого дважды были
серебряными призёрами (2007 и 2012 гг.) и дважды бронзовыми (2008 и 2011 гг.). Менеджером команды в 2015 году был сын Дона Годдена – Митч Годден, выступавший за сборную в
предыдущих трёх финалах (2007, 2008 и 2011 гг.). Самым результативным гонщиком
в составе чемпионов оказался Ричард Хэлл – он набрал 20 очков, выиграв 4 заезда
из 5, кстати, участник 7 финалов. Больше участий среди земляков, только, у Глена
Филлипса, выступавшего во всех 9 финалах. Таких гонщиков, кто участвовал во
всех финалах командного чемпионата мира на длинном треке, всего трое: француз
Стефан Трезаррьё, чех Рихард Вольф и британец Глен Филлипс. Французский рекордсмен
является, к тому же и самым результативным спортсменом всех финалов – в его
активе (155 + 22) пунктов.
23 января 2016 года в Национальном Музее Мотоциклов, расположенном в местечке Биккенхилл (на пути из Ковентри в Бирмингем), состоялась церемония чествования лучших британских спортсменов ушедшего сезона.
И среди них – сборная команда Великобритании по длинному треку – действующий
чемпион мира: Глен Филлипс, Эндрю Эпплтон, Ричард Хэлл и Джеймс Шейнз, а также
менеджер сборной Митч Годден. Джеймс Шейнз – 18-летний гонщик, в 2015 году
выиграл чемпионат Британии на траве в классе мотоциклов 500 см3.
Награды
гонщикам – сборной Великобритании и отдельно Джеймсу Шейнзу приз как лучшему
молодому гонщику, вручал легенда британского спидвея, чемпион мира 1976 года в
личном зачёте, пятикратный чемпион мира в командном зачёте (1973, 1974, 1975,
1977, 1980 гг.), четырёхкратный чемпион мира среди пар (1977, 1980, 1983, 1984
гг.), Питер Коллинз.
Гонщик,
выступавший неизменно в составе только одного клуба – на протяжении 16 сезонов подряд он защищал цвета „Тузов”.
Питер Коллинз также много лет выступал
и на длинном треке, 12 раз стартовал в финалах личного чемпионата мира, но
чемпионом не смог стать – в его активе одна серебряная (1986 г.) и две бронзовые
(1978, 1985 гг.) медали. Дебютировал он на длинном треке в личном чемпионате
мира 1974 года, и в финале в Западной Германии был 7-м, а Дон Годден занял
тогда 6-е место.
В 70-е годы, а затем и в 80-е и 90-е, одним из лидеров на
длинном треке был немецкий гонщик Эгон Мюллер (рекордное количество выступлений
в финалах личных чемпионатов мира – 21 раз), и Питеру Коллинзу не один раз приходилось выдерживать конкуренцию, и проигрывал он единственному немцу – чемпиону мира по спидвею. Хотя самой
яркой и эффектной является победа Питера Коллинза над Эгоном Мюллером в одном
из заездов в финале личного чемпионата мира по длинному треку 1984 года в
западногерманском городке Херксхайм. Этот заезд стал самым зрелищным за всю
историю чемпионатов мира на длинном треке, когда почти целый круг шла борьба
между Коллинзом и Мюллером, в том числе и на виражах, и никто не хотел уступать друг другу, и это всё
на сумасшедших скоростях…
На
длинных треках немецкие гонщики чувствовали себя королями, что неоднократно
довёл сам Мюллер, став 3-хкратным чемпионом мира (1974, 1975, 1978 гг.), Карл
Майер, завоевавший четыре чемпионских титула (1980, 1982, 1987, 1988 гг.), и
другие их соотечественники – Алоиз Висбок (1979 г.) и блиставший чуть позже – в
90-е и двухтысячные годы 8-кратный чемпион мира Герд Рисс (1991, 1996, 1999,
2001, 2004, 2007, 2008, 2009 гг.). Кроме этого, в 1997 году чемпионом мира
становится немецкий гонщик Том Дункер, а Роберт Барт завоёвывает четыре
чемпионских титула в 2002, 2003, 2005 и 2006 гг.
В 2014 г. чемпионом мира становится сын Герда Рисса – Эрик Рисс. Всего же
немецкие гонщики завоевали в 45 чемпионатах 22 золотых, 21 серебряную и 21 бронзовую медали.
Вы
спросите, а к чему это я всё клоню, вспоминая былые заслуги Эгона Мюллера,
Питера Коллинза, Дона Годдена, Герда Рисса?
Ответ таков – все эти гонщики
когда-либо были в Ровно, двое из них выступали на гаревой дорожке ровенского
мототрека, а двое других приезжали к нам в другой ипостаси.
Но
обо всём по порядку.
32 года назад. Ровно.
В
континентальном финале личного чемпионата мира, прошедшем при полном аншлаге на
новом ровенском мототреке 22 июля 1984 года, победу одержал Эгон Мюллер, победивший
в дополнительном заезде своего земляка Карла Майера, многие ровенские
болельщики, и не только, со стажем, хорошо помнят ту гонку, когда немцы
вытворяли на треке всё, что могли и хотели, им не было равных. Тогда в Ровно
Эгон Мюллер приехал вместе со своим сыном Дирком, и эта фотография (из личного архива Евгения Самусенко) возвращает
нас в те годы. Но на ней присутствует ещё одна легенда мирового спидвея,
ставшая знаменитой уже после завершения своей активной спортивной карьеры –
британский конструктор двигателей Дон Годден.
Он приехал в Ровно совсем с
другой целью, ведь британских гонщиков в финале континента по регламенту не
было. Дон Годден приехал смотреть на выступление действующего чемпиона мира по
спидвею Эгона Мюллера.
И приехал неспроста.
Мюллер стал чемпионом мира 1983 на домашнем треке в Нордене
с комплектом очков (на пути к финалу он выиграл две гонки также с комплектами
очков – четвертьфинал в Лониго и полуфинал в Поккинге, и был вторым в финале
континента в Рыбнике с 14 очками).
Чуть позже в немецкой прессе появились слухи
о том, что западногерманские чиновники дали Мюллеру дополнительное время
практики на длинной дорожке стадиона в Нордене (396 метров), чем другие финалисты
не были обеспечены. Также многие из гонщиков считали, что трек был подготовлен
больше как длинный трек, чтобы дать Мюллеру преимущество. В комментарии
британскому телевидению, чемпион мира 1976 года Питер Коллинз отметил, что дорожка
стадиона в Нордене в день проведения финала 1983 года была больше похожа на
травяной трек, что определенно больше подходило западногерманскому гонщику.
Через
две недели в финале личного чемпионата мира 1983 года на длинном треке в
Марианске Лазне (Чехословакия), Эгон Мюллер выступил не очень удачно, набрал
только 11 очков и занял 7-е место, и причиной тому была автокатастрофа, в которой
чемпион мира на автобане разбил свой „Порше”. Карьера Эгона Мюллера, длившаяся
33 года, знает очень много побед в разных дисциплинах мотоспорта (немецкие
источники указывают на неимоверную цифру – 785!!!), было установлено 36
рекордов на разных треках, и они сопровождались не только розами, но и шипами –
за это время он получил больше 60 переломов различных частей своего тела… Её
завершение состоялось в 1997 году, и немецкий ветеран выступал в первом
Гран-При на длинном треке, заняв с 66 очками 5-е место, кстати, в том же
премьерном цикле Гран-При дебютировал и наш гонщик Владимир Трофимов,
расположившийся после окончания турнира с 19 очками на общем 15-м месте…
Но вернемся на
32 года назад в Ровно.
Эгон
Мюллер успешно стартовал и в текущем розыгрыше личного чемпионата мира 1984
года – победа в четвертьфинале в домашней гонке (Ландсхут, комплект очков),
победа в полуфинале в домашней гонке (Норден, 14 очков). В Ровно в финале
континента выступало 4 немецких гонщиков (могло быть и 5, но травмированного
Йозефа Айгнера заменил первый запасной поляк Анджей Хуща). Эгон Мюллер был
единственным, кто выступал на мотоциклах с новым мотором от Джузеппе Марцотто.
На фото (из личного архива Евгения Самусенко): пьедестал ровенского континентального финала: Карл Майер – 2-е место, Эгон Мюллер – 1-е место, Иржи Штанцл – 3-е место.
Тогда ещё не было известной аббревиатуры GM,
хотя сейчас её знают все спортсмены, механики и болельщики спидвея. А тогда это
было новинкой, и Дон Годден, приехавший в Ровно по очень непрямому маршруту
(самолётом с Лондона до Москвы, потом самолётом с Москвы до Киева, и затем
автомобилем с Киева в Ровно), хоть и писал после финала немецкий мотоциклетный
таблоид „Bahnsport Aktuell”,
что он прилетел посмотреть, как выступят на его двигателях советский гонщик
Михаил Старостин и польский гонщик Зенон Плех, также интересовался новой
разработкой. Думаю, что Эгон Мюллер кое-чем с ним поделился во время официальной
тренировки 21 июля, на которой собралось много болельщиков (билет на тренировку
продавали по 1 руб.).
А потом во время гонки лидер немецкой сборной перед
стартом в заезде постоянно прикрывал двигатель своего мотоцикла пледом (на фото, из личного архива Евгения Самусенко – на переднем плане слева – Карл Майер, сразу за ним – мотоцикл Эгона Мюллера, видно, что двигатель прикрыт)…
В
финале личного чемпионата мира 1984 года в Гётеборге Эгон Мюллер выступил
неудачно – 14-е место и 3 очка…
30 лет назад. Ровно.
Герд
Рисс в Ровно выступал в финале личного чемпионата мира среди юниоров 1986 года.
Немецкий юниор успешно прошёл четвертьфинал – победа с 14 очками на треке в
Чехословакии (Сланы), и 2-е место с 11 очками в домашнем полуфинале
(Диденберген). В Чехословакии, кстати, стартовали 2 наших гонщика, но ни один из них не вышел дальше: Игорь Марко с 6 очками
занял 10-е место, а Фёдор Захаров набрал только 3 очка (14-е место).
Но
Игорь Марко выступал, всё же, в финале (по регламенту, как представитель страны
– организатора финала).
Немецкую делегацию возглавлял известный
немецкий обозреватель Ганс Фок, который после знаменитого континентального финала
личного чемпионата мира 1984 года, снова приехал в Ровно и представлял не менее
известное немецкое издание по мотоспорту – популярный журнал „Bahnsport Aktuell”. Именно Ганс Фок в
Ровно выводил на парад-представление гонщиков единственного финалиста из Западной
Германии Герда Рисса.
Немецкий юниор, доселе уже дважды выходивший в финалах
личного чемпионата мира по длинному треку (в 1984 г. был 6-м, в 1985 г. – 8-м),
выступал в Ровно под стартовым № 12. В первой серии заездов он финишировал
третьим, проиграв шведу Томми Олссону и поляку Збигневу Блажейчаку, опередив
чехословацкого гонщика Богумила Брхела.
В 8-м заезде Герд Рисс одерживает
победу над австралийцем Дэвидом Чеширом, датчанином Яном Якобсеном и Робертом
Надем из Венгрии:
В
10-м и 13-м заездах Герд Рисс допускает падения и в повторных стартах участия
не принимает, а в заключительной серии вместо него выезжал запасной гонщик
Йозеф Фейфар (Чехословакия): с 4 очками он занимает 13-е место в финале.
Комментировал финал в Ровно знаменитый Владимир Иванович Карнеев, а
переводчиком с немецкой делегацией работал, как и раньше в 60-х годах с
командами Австрии и ГДР, и в 1984 году с делегацией ФРГ, ровенчанин Николай
Иванович Кузьменко, ныне уже покойный. Вот такое фото осталось на память:
А
через 2 недели после ровенского финала Герд Рисс успешно выступил в полуфинале
личного чемпионата мира на длинном треке в Чехословакии, вышел в финал, где в
сентябре 1986 года стал 4-м.
25 лет назад в
Ровно.
Единственный
приезд чемпиона мира в личном зачёте 1976 года английского гонщика Питера
Коллинза в Ровно состоялся в 1991 году, когда он возглавлял британскую
спортивную делегацию в мировом полуфинале личного чемпионата мира. Питер
Коллинз до этого был в СССР единственный раз – в далёком 1971 году он в составе
„Тузов” из Манчестера приезжал в Ленинград, где провёл 2 гонки с ленинградцами.
В
1991 году в Ровно выступали два британских гонщика – Джереми Донкастер и Пол
Торп. Они вышли в мировой полуфинал после британского финала в Ковентри ещё 12
мая 1991 года, где Торп был 4-м, а Донкастер – 5-м, у обоих гонщиков на счету
было по 10 пунктов, а в очном заезде Джереми финишировал вторым, в то время как
Пол завершил заезд на 4-й позиции (победу праздновал Гари Хэвлок).
В Ровно Пол
Торп набрал также 10 очков, и в дополнительном заезде проиграл третье место
Перу Йонссону, хотя снова уступил Донкастеру в 6-м заезде, финишировав тогда
3-м. В том заезде оба англичанина поучаствовали в установлении нового рекорда
ровенского трека, автором которого стал шведский гонщик Джимми Нильсен.
Результат своего земляка Микаэля Бликста, установленный во 2-м заезде гонки,
Нильсен уменьшает ещё на 0.8 сек. – 67.4 сек. Хотя в тот день это время ещё не
стало лучшим, ведь в 8-м заезде американский гонщик Билли Хэмилл улучшает время
Нильсена опять-таки на 0.8 сек. И устанавливает рекорд трека в Ровно, который
продержался почти 18 лет – 66.6 сек.!
Джереми
Донкастер (на фото, из архива Евгения Самусенко) в Ровно набрал 9 очков, занял 7-е место, и также вышел в финал
личного чемпионата мира. Но в Гётеборге гонщик Ридинга выступил неудачно, заняв
с 2 пунктами 15-е место, Пол Торп же с 10 очками стал в своём первом и
единственном финале личного чемпионата мира 6-м (магические 10 пунктов для
Торпа, однако, в сезоне 1991 года). В том финале, кстати, выступал и немецкий
гонщик Герд Рисс – одно очко и 16-е место.
Питер
Коллинз в Ровно, почему-то мало попадал в кадр наших фотографов, скорее всего,
по незнанию последних, к тому же, на представление гонщиков он, как
руководитель делегации (в состав входило 5 человек – Кристофер Стид, Реджинальд
Торп, Дагги Хэррис, Нил Мейгин и сам Питер Коллинз), не выходил, поэтому пока
не удаётся найти эти редкие кадры, но они есть, и пройдёт совсем немного
времени, и это „белое” пятно будет заполнено.
Через
полтора месяца в финале личного чемпионата мира среди юниоров Питер Коллинз присутствует
на гонке в Ковентри, помогает английскому гонщику Джо Скрину советами, и
наверняка обращает внимание на единственного представителя нашей страны
ровенчанина Виктора Гайдыма, особенно после захватывающего 16-го заезда, когда
в нелёгкой борьбе он опережает австралийца Ш.Паркера, выигравшего до этого три
заезда подряд, оставляя его на третьей позиции.
Вот такие воспоминания.
Но
это всё в прошлом.
Эгон Мюллер постоянно находится в курсе всех новостей в мире
спидвея и длинного трека, активно присутствует
в Фэйсбуке,
Герд Рисс завершил активную спортивную карьеру,
вырастил двух сыновей, которые пошли по его стопам
и стали гонщиками, продолжая выигрывать звания чемпионов мира.
Cын Дона Годдена – Митч, также в мотоспорте, иногда выступает ещё.
А Питер Коллинз
просто не представляет свою жизнь без спидвея. Он любит бывать на различных
соревнованиях по мотоспорту (на фото:
чемпионат Великобритании по травяному треку в Фэнленде, 31 августа 2014 года),
и с радостью делится своим опытом, как надо побеждать…
Немає коментарів:
Дописати коментар